среда, 18 апреля 2012 г.

Иудейство и доктрина Триединства


Существуют ли в Танахе основания для утверждений о триединстве Бога? Ответ на этот вопрос дает Арнольд Фрухтенбаум в статье "ИУДЕЙСТВО И ДОКТРИНА ТРОИЦЫ". В ней он анализирует тексты Танаха и особенности иврита как языка Священного Писания. Ниже - основные утверждения из этой статьи. 
1. Множественность Бога 
Имя ЭЛОХИМ 
Обычно не вызывает разногласий то, что существительное ЭЛОХИМ (Бог) имеет окончание "им", характерное для мужского рода. Слово ЭЛОХИМ употребляется и по отношению к Истинному Богу, как, скажем, в Книге Бытия 1:1 " В начале сотворил Бог небо и землю", и по отношению к лже-богам, как, например, в Книге Исход 20:3, "Да не будет у тебя других богов сверх меня", и в Книге Второзакония 13:3 "пойдём-ка за богами иными" . Даже если этот пример ещё не признак триединства Бога, то по меньшей мере он помогает понять Его множественность. 
Глаголы, используемые со словом ЭЛОХИМ 
Практически всеми иудейскими духовными школами признаётся, что слово ЭЛОХИМ является существительным во множественном числе. Тем не менее они отвергают, что это свидетельствует о множественности Божества. Складываются такие, скажем, утверждения: "когда слово ЭЛОХИМ употреблено по отношению к Истинному Богу - за ним обязательно следует глагол в единственном числе, а когда к ложным богам - во множественном. Вот как это поясняет раввин Гринберг: 
"...Глагол БАРА, (что значит "сотворил"), в начальном стихе Книги Бытия употреблённый в единственном числе, показывает то, что понятно даже и не большому знатоку иврита, - первый же стих Книги Бытия чётко свидетельствует о единичности Бога". 

Это утверждение, в основном, верно - Библия учит, что "БОГ ЕСТЬ БОГ ОДИН" и, действительно, когда речь идёт об Истинном Боге используются глаголы в единственном числе, однако есть исключения, когда за словом, характеризующим Истинного Бога, следует глагол во множественном числе: 


Бытие 20:13: "... А вот когда Бог повел (буквально "повели") меня странствовать из дома отца моего..." 


Бытие 35:7 :" ... Ибо там явился ему Бог ( буквально "явились"), когда он бежал от лица брата своего..." 


2-я Книга Царств: "... И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле, для которого приходил ( буквально "приходили" ) Бог, чтобы приобщить ... " 


Псалом 58:12 "... Итак, есть Бог судящий (буквально "судящие") на земле..." 




Имя ЭЛОАХ 


Если бы слово ЭЛОХИМ существовало лишь во множественном числе, можно было бы предположить, что иудейские писатели только им и пользовались: и применительно к Истинному Богу, и ко множеству ложных богов. Однако, в текстах мы находим его также и в единственном числе - ЭЛОАХ, например, в Книге Второзаконие 32:15-17 или в Книге пророка Аввакума 3:3. 


По сути дела, таким словом и можно было бы пользоваться постоянно, однако, оно встречается в текстах лишь 250 раз, тогда как слово ЭЛОХИМ - 2500 раз. Это свидетельствует скорее о множественности Божества, чем об абсолютной единичности. 




Местоимение МЫ 


Знакомство с грамматикой иврита поможет нам подметить и то, что Бог пользуется местоимением МЫ в отношении Самого Себя . 


" И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему..." (Бытие 1:26) 


Вряд ли Он обращался к ангелам, поскольку человек сотворён по образу Бога, а не ангелов. Мидраш Рабба (комментарий - прим. перев.) на Книгу Бытия, признавая, что этот отрывок - не из лёгких, предлагает такое объяснение: 


Раввин Шмуэль Бар-Ханман от имени Раввина Ионатана говорил, что Моисей, записывая Тору каждый день понемногу, дошёл до того места, где сказано: "И сказал ЭЛОХИМ сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему..." . И сказал Моисей: " Владыка вселенной ! Зачем даёшь Ты еретикам (верующим в Троицу)повод к оправданию?" Бог ответил Моисею: "Заблуждающийся пусть заблуждается..." Понятно, что Мидраш Раба просто пытается обойти стороной вопрос: "Почему же Бог именует Себя во множественном числе?" 


Вот ещё несколько подобных примеров: 


Бытие 3:22: "И сказал Господь Бог: вот, и Адам стал как один из Нас в познании добра и зла ... 


Бытие 11:7: "Сойдём же, и смешаем там язык их, чтобы они не понимали речи друг друга... 


Исаия 6:8: "И услышал я голос Господа Моего, Он сказал: "Кого Мне послать и кто пойдёт для Нас?" 


Местоимения "Я" и "МЫ" в последнем отрывке явно противоречили бы друг другу, если не рассматривать и это как "множество в одном". 




Множественность в обозначениях Бога 


Довольно часто, имена прилагательные во множественном числе также служат описаниями Бога, например: 


Екклесиаст 12:1 " И Помни Создателя твоего..." (буквально, "Создателей") 


Псалом 149:2 "Да веселится Израиль о Создателе своем ..." (буквально, "о Создателях" ) 


Иисус Навин 24:19: "...ибо Он Бог святой" (буквально, "Бог святые") 


Исаия 54:5: " Ибо Творец твой есть супруг твой (буквально, "Творцы", "супруги") 


Все эти доводы основаны на особенностях иврита - языка Священного Писания. И если наше богословие зиждется исключительно на авторитете Слова Божия, то надо признать, что, с одной стороны, оно определяет единство Бога, с другой - говорит о Его множественности. 




Молитва ШэМА 


Второзаконие 6:4; "Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь один." 


Текст из Второзакония 6:4, известный как ШэМА, всегда служил символом веры (или вероисповедания) для Израиля. Этот стих больше, чем какой-либо другой подчёркивает единство Бога. Но его и используют чаще всего для доказательства единичности Бога. Но всегда ли правильно объясняют этот текст? 


Во-первых, слова "Бог наш" - в иудейском тексте употреблены тоже во множественном числе, то есть буквально "Боги наш". Во-вторых, главный аргумент "Господь один" (выраженный в словах хаШЕМ эхад) согласно иудейскому же тексту должен быть переведён как "Господь Един" с указанием не на не монолитное, а на сложное единство. 


Известно, что в Книге Бытия 1:5 сочетание вечера и утра названо "днём одним" (эхад). Далее, в 2:24 мужчина и женщина в браке составляют одну плоть (эхад). В Книге Ездры 2:64 говорится о том, что всё сообщество было вместе (буквально "как один" - эхад), и уж тут, безусловно, оно состояло из большого числа людей. Ещё более показательным примером служит стих из Книги Иезекииля 37:17, где два жезла составляют одно (эхад). Итак, слово эхад использовано для обозначения сложного (т.е. не абсолютного) единства. 


Есть в Иврите особое слово, обозначающее такое "монолитное" единство - яхид, и оно может быть найдено во многих отрывках, где подчёркнуто выражена единственность (Бытие 22:2,12; Судьи 11:34, Псалом 21:21; 24:16; Притчи 4:3; Иеремия 6:26; Амос 8:10; Захария 12:10). 


Если бы Моисей учил тому, что Бог - абсолютно единичен, вероятно, ему трудно было бы подыскать более подходящее выражение, чем яхид. 


Кстати, Маймонид подметил силу этого слова и употребил именно его в "Тринадцати Условиях Веры" вместо эхад . Однако, во Второзаконии 6:4 его просто нет. Зогар -- книга иудейского мистицизма, признаёт концепцию множественности в молитве ШэМА и комментирует это так: 




"Для чего было нужно трижды употреблять имя Бога в одном стихе? Первый - хаШЕМ* , Он Отец Вышний, Второй - Отрасль Иессея, Мессия (т.е. Христос - прим. перев.), грядущий из семьи Иессея через Давида, Третий - находится ниже ( имеется в виду Дух Святой, указывающий нам путь прим. автора ), и эти три - одно." 


(примечание автора: цитата по книге Leopold Cohn, "Do Christians Worship Three Gods?" (New York: Sar Shalom Publications, N.D.)) 


2. Два Лица Бога 


Элохим и хаШЕМ (неизреченное имя Божие) 


Словно стремясь подчеркнуть идею множественности, иудейские Писания в некоторых случаях употребляют слово ЭЛОХИМ по отношению к разным Лицам в одном и том же стихе. Одним из таких стихов является из Псалом 45:7-8: 


Престол Твой, Боже, вовек; 
Жезл правоты -- жезл Царства Твоего, 
Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; 
Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой 
Елеем радости более соучастников Твоих. 


Следует отметить, что первое ЭЛОХИМ адресовано второму ЭЛОХИМ и является Богом по отношению к первому ЭЛОХИМ. Итак, Бог помазал Бога елеем радости. 


Другой пример мы видим в книге Осии: 1:7 


А дом Иудин помилую 
И спасу их в Господе Боге их, 
Спасу их не луком, не мечем, 
Ни войною, ни конями и всадниками 


Тот, от лица Которого здесь ведется речь - ЭЛОХИМ, говорит о том, что спасёт дом Иудин в хаШЭМе ЭЛОХИМе (Господе Боге) их. То есть ЭЛОХИМ спасёт Израиль через ЭЛОХИМа. О Боге, как о Двух Личностях, сказано не только здесь, но и в Книге Бытия 19:24 : 


И Господь пролил дождем на Содом и Гоморру серу и огонь от Господа с неба. 


И тут мы видим, что хаШЕМ, Который на земле, посылает серу и огонь от хаШЭМа, Который на небе. 


Следующий пример -- Книга пророка Захарии 2: 8-9 


Ибо Так говорит Господь Воинств: для славы Он послал меня к народам, грабившим вас; ибо касающийся вас касается зеницы ока Его. 


И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Воинств послал Меня. 


И здесь хаШЕМ как поручает, так и выполняет требуемое. 


Поняв множественность в Тетраграмматоне (т.е. четырёх-буквенном обозначении непроизносимого Имени Божия - прим. перев.), автор книги Зогар пишет следующее: 


Придите и рассмотрите тайну слова хаШЕМ : вот есть три ступени -- каждая из них существует по отдельности: однако они составляют одно и соединены так, что неразделимы друг от друга. Ветхий Днями открывается в Трех г л а в а х, которые объединены в Одной г л а в е, трижды возвеличенной. Ветхий Днями троичен в Своем описании - поскольку троичен и свет, излучаемый Им. Но как же три имени могут быть одним? Являются ли они о д н и м, потому, что мы их так называем? Как т р и может быть о д н и м -- это может быть познано лишь через откровение Святого Духа. (Zohar, Vol.III, pg. 288, Vol. II, pg.43) 




3. Бог есть Три 


Сколько Лиц в Троице? 


Если в иудейском Священном Писании чётко говорится о множественности, то возникает вопрос: сколько же всего Лиц Божества? Мы уже встречали слово Бог, употреблённое по отношению по меньшей мере к двум Личностям. Исследуя Писание мы поймём, что три и только три личности когда-либо были признаны Божественными. 


1. Имя хаШЕМ, встречается столь часто, что не станем приводить примеров в подтверждение этому. 


2. Другая личность -- Дух Божий или РУАХ ХАКОДЕШ (Дух Святой). Имеется большое число упоминаний непосредственно Духа Божиего, в том числе Бытие 1:2, Иов 26:13, Псалом 50:13, Псалом 138:7, Исаия 11:2, и т.д. Святой Дух не является просто излучением Божиим, поскольку Ему присуще всё, что характеризует любую личность (т.е. интеллект, эмоции и воля), а также признанная Божественная сущность. 


3. Третье лицо упоминается как ангел хаШЕМа. Он - уникален и отличен от остальных ангелов. Почти в каждом случае, когда повествуется о Нём, говорится так же о хаШЕМе. Например , в Книге Бытия 16:7 речь идёт о ангеле хаШЕМа, но уже в 16:13 о Самом хаШЕМе; в 22:11 Он - ангел хаШЕМа, но Сам хаШЕМ в 22:12. 


Вот еще несколько примеров: 


Очень интересен фрагмент из Книги Исход 23:20-23, в которой этот ангел имеет власть прощать (и не прощать - прим. перев. ) грех, потому, что Имя Бога - хаШЕМ на Нём, и Он заслуживает беспрекословного подчинения. Вряд ли это могло относиться к какому-то обыкновенному ангелу. Но то, что Божие Имя было на этом ангеле свидетельствует о Его Божественном происхождении. 


Итак, различные места в Писании с предельной ясностью говорят о трёх Божественных личностях - Господь хаШЕМ, ангел хаШЕМа и Дух Божий. 




Упоминание всех Трёх Личностей Бога в одном отрывке 


Священное Писание не избегает возможности упомянуть все Три лица Божества в одном отрывке. Два примера тому - Исаия 48:12-16, и 63:7-14. 


Осознавая всю важность первого отрывка, приведём его полностью: 


12 Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний. 


13 Моя рука основала землю и Моя десница распростерла небеса; призову их , и они предстанут вместе. 


14 Соберитесь все, и слушайте: кто между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном, и явит мышцу Его над Халдеями. 


15 Я, Я сказал, и призвал его; Я привел его и путь его будет благоуспешен. 


16 Приступите ко Мне и слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его. 


Необходимо заметить, что говорящий здесь признает Себя Творцом небес и земли. Понятно, что Он - не Кто иной, как Сам Бог. Но в стихе 16 Он вновь использует местоимения "Я" и "Мне" и далее рассматривает себя отдельно от остальных двух личностей - Господа Бога и Духа Божия. Здесь Триединство выражено гораздо яснее, чем где бы то ни было в Писании. 


Второй отрывок связан с периодом исхода евреев из Египта, когда Бог активно проявлял Себя во всех трёх личностях. Господь хаШЕМ упомянут в 7-м стихе, ангел лица Его - в 9-м, а Святой Дух - в 10, 11, и 14. И несмотря на то, что хаШЕМ в Ветхом Завете постоянно упоминает Себя в качестве Освободителя - в данных отрывках это относится ко всем трём личностям. Но если рассматривать их с точки зрения "сложного единства" - никакого противоречия в том нет. 




Заключение 


Итак, учение Ветхого Завета повествует о Триедином Боге: хаШЕМе, ангеле лица Его или Слуге Его, и Духе Святом ( Духе Бога ). 


В продолжение всего повествования Вторая и Третья личности связаны совместным служением и направляемы Первым. 


Если, согласно утверждениям нынешних раввинов, концепция триединства - не иудейская, то и Писание не может считаться иудейским. Евреев, верующих в Мессию (Христа), нельзя обвинять в язычестве, поскольку Иешуа (Иисус) входит в Триединство Божие, 


Он - тот, о Котором писал Моисей: 


Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его, и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому, что Он не простит греха вашего; Ибо Имя Мое в Нем. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих. Когда пойдет пред тобою Ангел Мой, и поведет тебя к Аммореям, Хеттеям, Ферзеям, Хананеям, Евеям, и Иевусеям, и истреблю их:.. 


Исход 23:20-23 




Свет Нового Завета 


Не отменяя Ветхозаветного учения, Новый Завет однозначно признаёт Три личности Божества и более подробно Их характеризует: 


Первая личность называется Богом Отцом, вторая - Богом Сыном. Новый Завет отвечает на вопрос Притчей 30:4 "Какое имя сыну его?" Имя Ему - Иешуа (Иисус). Он был послан Богом как Мессия. Но на этот раз Он явился не в виде ангела, а Человека. Более того, Его задачей было - умереть за наши грехи. По сути дела, Бог стал Человеком (но не человек - богом !) чтобы совершить такое искупление. 


Третья личность Бога - Святой Дух. Соединяя учения двух частей Библии, Он непосредственно связан с Мессией и Его искупительным трудом. 


________________________ 


1. Статья Арнольда Фрухтенбаума, перевод которой мы предлагаем вашему вниманию, была издана в 1978 году миссией "Евреи за Иисуса" 


2. Работая над переводом мы решили оставить слово "хаШЕМ" (букв. ИМЯ) вместо Настоящего Имени Божьего, чтобы не дать повода для разногласий, относительно того, где и как следует применять Истинное Имя Божие, выраженное Тетраграмматоном. 


3. Во время работы были применены несколько различных переводов ТОРЫ на русский язык, включая русско-ивритское издание "Мосад Арав Кук"; в виду того, что ТАНАХ до сих пор не переведён еврейскими лингвистами на русский язык в полном объёме, цитаты из него приведены по Синодальному Переводу Библии.
источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий