ТВОРЕЦ и космос.Введение

ВСЕЛЕННАЯ И МЫ

 ОБ АВТОРЕ
Хью Росс получил степень бакалавра наук в области физики в Университете Британской Колумбии и степень магистра и доктора наук в области астрономии в Университете Торонто. После получения степени доктора наук в течение нескольких лет он продолжал свои исследования квазаров и галактик в Калифорнийском Технологическом институте. В течение одиннадцати лет доктор Росс служил проповедующим священником в Конгрегационалистской церкви в Сьерра Мадре.
В настоящее время он является директором общества "Reasons To Believe", организации, занимающейся изысканием и провозглашением реальных оснований для веры в Бога и Его Слово, Библию. Он также является ведущим серии еженедельных телевизионных передач "Reasons To Believe" по каналу Trinity Broadcasting Network. За эти годы доктор Росс прочитал несколько сот лекций, провел сотни семинаров и курсов как в Соединенных Штатах Америки, так и за рубежом. Он живет в Южной Калифорнии со своей женой Кэйти и двумя сыновьями — Джоэлом и Дэвидом.
Космология изучает Вселенную как единое целое - ее структуру, происхождение и развитие. Она не является предметом изучения одних только ученых, живущих в башне из слоновой кости. Космология - наука для всех.
 Говоря словами историка, экономиста и президента колледжа, доктора Джорджа Роша, "действительно имеет значение, и большое значение, что мы думаем о космосе" 1. Рош считает, что наша концепция Вселенной формирует наше мировоззрение, жизненную философию и, таким образом, влияет на принимаемые нами решения и каждодневные действия.
 Например, если Вселенная не была сотворена, или ее возникновение произошло относительно случайно, тогда она не имеет объективного смысла, и, как следствие, жизнь, включая разумную, не имеет смысла. Механическая цепь событий определяет все. Мораль и религия могут быть временно полезными, но не абсолютно необходимыми. Вселенная (с большой буквы) - вот главная реальность.
 С другой стороны, если Вселенная сотворена, тогда за ее пределами должна быть иная реальность. Творец и есть та абсолютная реальность, и Он обладает властью над всем. Создатель является источником жизни и придает ей смысл и цель. Личность Творца определяет личность вообще. Характер Творца определяет мораль. 
Таким образом, изучение происхождения и развития Вселенной является, в каком-то смысле, исследованием смысла и цели жизни. Космология имеет глубокие теологические и философские корни. 
К сожалению, многие исследователи отказываются признать эту связь. "Во имя объективности" они собирают и исследуют данные через особые очки, которые можно назвать очками "Все можно объяснить без Бога". Им бывает сложно признать, что эти очки являются их теологической позицией, их верой. Я также встречал исследователей, разглядывающих Вселенную через очки "Что хочу то Богом и считаю"
И хотя никто не может похвастаться абсолютной объективностью, есть исследователи, которые собирают и обобщают данные с тем, чтобы понять, какая теория происхождения лучше всех согласуется с фактами - что бы она ни утверждала о существовании и характере Создателя.  

КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ШОВИНИЗМ

Поскольку космология исследует такие глобальные и вместе с тем личные проблемы, она возбудила чувство собственничества и соперничества. Возможно, сегодня это более очевидно, чем когда бы то ни было. Три группы состязаются за звание наивысшего авторитета в этой области: ученые, теологи и философы. 
Шовинизм ученых можно проиллюстрировать самоуверенным заявлением, которое я услышал, будучи студентом выпускного курса Университета Британской Колумбии. "Физик не только в физике разбирается лучше, чем другие, - сказал профессор, - он все может делать лучше, чем другие". Он выразил уверенность, что научная подготовка является необходимой для того, чтобы с успехом справляться со сложностями современной жизни. В аспирантуре мой профессор по теории относительности жаловался на то, что теологи прошлого вмешивались в космологию. "Сегодня, - хвастался он, - нам удалось отпугнуть большую часть священников от космологии прямым применением тензорного исчисления" 2
На собрании философов я услышал, как известный оратор выражал своим коллегам соболезнование по поводу неуклюжего вмешательства в космологию ученых. "Даже лучшие физики, - говорил он, - скверные философы". На коллоквиуме теологов с подиума провозглашалось, что одни только теологи имеют право интерпретировать науку, поскольку они обладают знаниями в теологии - матери всех наук. Оратор закончил выступление на драматической ноте "Ученые обладают лишь наблюдениями. Мы обладаем откровением!" 
Космологический шовинизм не просто демонстрация академической гордыни. Он отражает растущую в течение десятков лет специализацию в образовании. Университеты давно вычеркнули теологию из своих программ. Очень немногие семинарии дают научную подготовку своим студентам, если дают вообще. Студенты-философы могут изучать теологию и науки, но обычно очень поверхностно. Студенты-теологи и философы иногда изучают историю своих предметов, студенты же точных дисциплин делают это крайне редко. 
Неизбежным плодом такой специализации является обособленность и отсутствие взаимопонимания, не говоря уже о неуважении к обычным людям, чьи деньги в виде налога являются основным видом поддержки исследовательских программ в космологии. Я понимаю, что специализация необходима для того, чтобы двигать науку вперед, но представьте, насколько эффективней стали бы наши исследования окружающего мира, если бы применялся междисциплинарный подход, уделяющий должное внимание историческому контексту. 
Если специалисты, перестав пугать друг друга и непосвященных, начнут диалог на понятном языке, любой, кто захочет, сможет исследовать и связывать воедино факты о Вселенной. И тогда мы все, включая новичков, сможем глубже постичь смысл и цель существования мироздания, жизни, всего человечества и каждого человека в отдельности.

ССЫЛКИ


1. George Roche, A World Without Heroes: The Modern Tragedy ( Hillsdale, MI: Hillsdale College Press, 1987), page 120.

2. L. Schucking, "Cosmology", Relativity Theory and Astrophisics. Relativity and Cosmology, ed. Jurgen Ehlers (Providence, RI: American Mathematical Society, 1967), page 218

МОИ СКЕПТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Мои собственные размышления о смысле жизни начались с интереса к космосу. Я родился вскоре после второй мировой войны в Монреале, в Канаде. Мой отец был инженером-самоучкой, а мать — медицинской сестрой. Еще до моего рождения отец организовал прибыльное дело по гидравлическому машиностроению. Быстрый финансовый рост компании оказался слишком большим искушением для партнера отца, который в один прекрасный день исчез вместе со всем капиталом. На последние деньги отец привез мою мать, двух сестер и меня в Ванкувер, в Британскую Колумбию. Район, где мы поселились, был бедным, но разнообразным в культурном отношении. Наши соседи были в основном беженцы из Восточной Европы и Азии — люди, которые, подобно моим родителям, в прошлом имели хорошее положение, но либо потеряли его, либо пожертвовали им, спасая свои жизни.
Мои родители рассказывают, что они увидели во мне живой интерес к природе с того момента, как я начал говорить. Помню, как однажды звездной ночью я шел по тротуару со своими родителями и спросил их горячие ли звезды. Они уверили меня, что очень горячие. Когда я спросил их почему, они предложили мне пойти в библиотеку. Они знали, что я так и сделаю.
Библиотека в моей начальной школе была хорошей, обеспечена книгами по астрономии. Читая, я был поражен тем, насколько звезды горячие и что они так ярко горят. Я узнал, что в нашей Галактике имеется сто миллиардов светил, а во Вселенной — более сотни миллиардов галактик. Я был поражен такой необъятностью. Мне захотелось узнать о Вселенной как можно больше.
На восьмом году жизни я перечитал все книги по физике и астрономии, которые нашел в школьной библиотеке. На следующий год книги по этой теме я читал уже в детском отделе публичной библиотеки Ванкувера.
К тому времени я уже знал, что хочу быть астрономом. Мои друзья тоже много читали, стараясь определить свое призвание. Мы не считали себя вундеркиндами. Беспрерывные дожди Ванкувера позволяли сидеть дома и много думать.
В возрасте десяти лет я изучил всю научную литературу в детском и юношеском отделах публичной библиотеки и получил доступ во взрослую библиотеку. Несколькими годами позже я был допущен в библиотеку университета Британской Колумбии. В шестнадцать лет я уже читал публичные лекции по астрономии, а в семнадцать — получил премию на научной конференции в Британской Колумбии за работу по переменным звездам. Кроме того, в семнадцать лет я стал ответственным за наблюдения в Ванкуверском филиале Королевского Астрономического общества Канады (организация, объединяющая в основном астрономов-любителей). Я был счастлив, что так рано нашел свое призвание.

КТО ВСЕ ЭТО СДЕЛАЛ ?

Даже будучи ребенком, я всегда чувствовал благоговение перед природой. Ее красота и гармония, соединенные с поражающей сложностью, заставляли задуматься, как это могло возникнуть.
К пятнадцати годам я понял, что только теория типа "Большого Взрыва" может разумно объяснить возникновение Вселенной. Если Вселенная возникла в результате "Большого Взрыва", это значит, что она имела начало. Если было начало, то есть Тот, Кто это начало положил.
С тех пор я никогда не сомневался в существовании Бога. Но как и те астрономы, чьи книги я читал, я предполагал, что Положивший Начало далеко и общаться с ним нельзя. Естественно, рассуждал я, Бог, создавший Вселенную с более чем десятью миллиардами триллионов звезд, не будет заботиться о происходящем на незначительной пылинке, которую мы называем Землей.

РАЗОЧАРОВАНИЕ В "СВЯЩЕННЫХ"КНИГАХ

Из занятий по истории в высшей школе я знал, что люди, как правило, серьезно относились к своей религии. Зная, что европейские философы эпохи Просвещения религию открыто игнорировали, я начал изучать их работы в надежде найти ответы на свои вопросы. Однако я обнаружил только бесконечные споры, несостоятельные и противоречивые мнения. Я начал ценить природу в еще большей степени, ибо в ней не было подобной путаницы.
Просто ради справедливости и из нежелания исходить из чьих-либо мнений, я решил исследовать священные книги главных мировых религий. Я посчитал, что если Бог-Создатель говорил через какую-нибудь из этих книг (хотя я в этом сомневался), тогда Его Слово будет явно отличаться от того, что пишут люди. Я рассудил, что если люди изобрели религию, их книги будут содержать логические ошибки и неточности, но если сам Бог говорил с людьми, Его Слово будет отражать Его сверхъестественную сущность. Оно будет таким же ясным и логичным, как природа. Я выбрал историю и естественные науки в качестве того, что поможет проверить откровения, на которых основаны различные религии.
Уже несколько первых "священных" книг, которых я прочел, подтвердили мои подозрения. Я обнаружил. что их утверждения не совпадали с установленными историческими и научными фактами (см. раздел "Дебаты: 2-й  раунд"). Я также обратил внимание на стиль написания, который лучше всего определить, как загадочный, мистический и туманный. Меня расстраивало, что в эти книгах трудно найти нечто определенное, что можно было бы проверить на опыте. Софистика и несовпадение с установленными фактами противоречили характеру Бога, тому характеру, отражение которого я ощущал в природе.

СЛОВО ОТ БОГА

Я ощущал некоторое самодовольство, пока не взялся за Гедеонскую Библию, которую получил (но не прочел), когда еще учился в школе. Отличительные черты этой книги поразили меня с самого начала. Книга была простой, прямой и необычной. Я был удивлен, обнаружив в ней такое количество подробных исторических и научных ссылок.
На исследование первой главы у меня ушел целый вечер. Вместо очередной волшебной сказки о сотворении, в ней был дан отчет о первоначальном состоянии Земли, отчет, сравнимый со статьей в научном журнале — точное описание с позиций астро- и геофизики — с кратким изложением последовательных изменений, в итоге которых Земля была населена живыми существами и, наконец, людьми. Рассказ был прост, прекрасен и безупречен с научной точки зрения. Я понял, что с точки зрения наблюдателя, находящегося на земной поверхности, порядок и описание событий процесса творения совершенно совпадали с тем, что мы видим в природе. Я был потрясен.
В ту ночь я пообещал себе тратить на исследование Библии по меньшей мере час в день, чтобы проверить точность всех ее утверждений, сравнив их с данными естественных наук, географии и истории. Я ожидал, что на это у меня уйдет четыре недели. Оказалось, что проверить нужно так много, что я потратил на это полтора года.
Под конец пришлось признаться себе в том, что ни единой доказуемой ошибки или противоречия найти не удалось. Не хочу сказать, что в Библии не было ни одного места, которое бы я не понял, или вопроса, который я не мог бы разрешить. Однако вопросы и места, которые были мне непонятны, не обескураживали меня, ибо подобное я встречал и в природе. Но так же, как и в природе, я был поражен тем, сколь многое можно было понять и разрешить.
Теперь я был убежден, что Библия сверхъестественно точна и богодухновенна. Ее совершенство могло происходить только от Самого Творца. Я также осознал, что Библия уникальна в том, как она рассказывает о Боге и Его отношениях с людьми, потому что говорит об этом, выходя за рамки тех четырех измерений, которые знаем мы, смертные (длина, ширина, высота и время). Поскольку человеческие создания не могут видеть того, что происходит в измерениях, недоступных их восприятию, описания таковых явлений в Библии говорят в пользу ее сверхъестественного происхождения.
В итоге, математическим путем я определил, что Библия намного достоверней некоторых законов физики. Например, из физики я знаю, что существует один из 1080 (это цифра один с последующими восьмьюдесятью нулями) шансов, что второй закон термодинамики начнет действовать в обратном направлении. Я просчитал (с помощью скептически настроенных друзей) вероятность исполнения тринадцати пророчеств Библии, касающихся определенных людей и их действий. По моим завышенным подсчетам вероятность исполнения этих пророчеств без сверхъестественного вмешательства меньше одного шанса из 10138.1 Это значит, что Библия в 1058 раз надежней, чем второй закон термодинамика только по этой группе предсказаний.
Признавая, что в каждый данный момент времени моя жизнь зависит от надежности второго закона термодинамики, я увидел, что единственным рациональным решением является доверие Вдохновителю Библии, по крайней мере, в той же степени, в какой я доверился законам физики. Я также понял, каким самонадеянным человеком я был. Однажды вечером, после долгого изучения стихов о спасении в Новом Завете, я смирился пред Богом, прося Его простить мое самовозвеличение и все грехи, проистекавшие из него, и твердо решил следовать Его заповедям всю свою жизнь. В 1.06 утра я написал свое имя на последней странице Гедеонской Библии, подтверждая, что принял Христа как своего Господа и Спасителя.

НОВЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

Все научные и исторические свидетельства, которые я собрал, значительно укрепили мою уверенность в истинности Библии и убедили меня в том, что Создатель действительно говорит через эту священную книгу. Я продолжал свое обучение, чтобы стать астрономом. Мои исследования космоса и Библии явили мне чудесную личность Бога в еще большей полноте, чем я предполагал.
В течение многих лет в различных областях науки постоянно возникали новые свидетельства, все сильнее подтверждавшие истинность христианства. К 1986 году некоторые открытия сделали доказательства в пользу Библейского Бога настолько убедительными, что вместе с другими я создал организацию Reasons To Believe, чтобы иметь возможность сообщать новые свидетельства как можно большему количеству людей.
Теперь, многие годы спустя, сделаны еще более значительные открытия. Одно из них назвали величайшим открытием века. Светские ученые объявили средствам массовой информации, что эти новые открытия делают Бога понятным более, чем когда-либо. Раздел "Открытие века" рассказывает о том, что вынудило обычно сдержанных ученых заговорить столь взволнованно и эмоционально.

ССЫЛКИ


1. Эти расчеты подробным образом изложены в моей небольшой работе Fulfilled Prophecy: Evidence for the Reliability of the Bible ( P.O. Box 5978, Pasadena, CA: Reasons To Believe, 1975 ).


Какими прилагательными можно описать нашего Бога? Неизмеримый, Таинственный, Удивительный, Великий, Могущественный, Сильный, Вечный, Ошеломляющий, Восхитительный, Необъятный, Премудрый, Справедливый, Всемогущий, Святой, Непоколебимый, Дающий жизнь и забирающий дыхание... Но все это лишь эхо, какой-то отголосок Того, Кем Он является в действительности. Здесь самым уместными прилагательным будет НЕОПИСУЕМЫЙ!

Неописуемый -2.

..
Бог чудес

Комментариев нет:

Отправить комментарий