Концепция Мессии - как ее понимают мессианские евреи
В Танахе содержится более 5000 пророчеств, относящихся к Мессии. Однако большая их часть содержится в Пророках и Писании, и лишь незначительная их часть находится в Торе, т.е. в первых пяти книгах Библии, которые называют еще Пятикнижие Моисеево.
Давайте поближе познакомимся с библейской концепцией Мессии или на иврите Машиах. Если сегодня спросить любого христианина: кто такой Мессия или Христос, то он без тени сомнения ответит, что Иисус есть Христос. Но есть один народ, который к подобным заявлениям относится с недоверием и весьма скептически. И это оправдано. Ни одна история народов мира так не была наполнена огромным количеством мессий, как история еврейского народа. Нам достоверно известно, что еврейский народ, который является основным действующим лицом Библии, а также носителем Божьего откровения, не раз подвергался атакам лжемессий: это знаменитый Бар-Кохба, поднявший еврейское восстание против римлян, которое было жесточайше подавлено и закончилось полным разрушением Иерусалима и Храма; это известный Шаббатай Цви, который возглавил целое мессианское движение, но затухшее под сильным влиянием ислама; Яков Франк, живший в Польше и желавший объединения всего еврейского народа под знаменем Мессии; и недавно умерший ребе "король-мессия" Менахем-Мендл Шнеерсон. Кстати, последнего любавические хасиды до сих пор ждут воскресшим, хотя уже прошло несколько лет после его смерти.
Это лишь не многие из известных "мессий". А сама Библия также рассказывает о некоторых появившихся "мессиях" в ранние века существования первого христианства:
Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались (Деян. 5:35-37).
Так как же различить, кто есть настоящий Мессия? Для этого мы должны исследовать саму концепцию Мессии.
Согласно Краткой Еврейской Энциклопедии, Мессия (Машиах, буквально "помазанник"), в религиозных представлениях иудаизма идеальный царь, потомок царя Давида, который будет послан Богом, чтобы осуществить избавление народа Израиля. Слово Машиах первоначально было прилагательным, означавшим "помазанный (елеем)", и применялось в Библии по отношению к царям Израиля и Иудеи (1Сам. 12:3,5; 16:6; 2Сам. 19:22; 2Хр. 6:42; Пс. 17:51; 19:7), первосвященникам (Лев. 4:3; 5:16) и даже к иноземному царю Киру (Ис.45:1). Поскольку акт помазания символизировал избрание некого лица для совершения важных общественных функций, значение слова Машиах расширилось и стало в более поздний период применяться к особо почитаемым лицам, даже не подвергавшимся в буквальном смысле обряду помазания елеем, например патриархам (Пс. 104:15; 1Хр. 16:22). Иногда, это слово означает весь народ Израиля (Пс. 88:39,52; 83:10).
Как обозначение эсхатологического царя-избавителя слово Мессия не употребляется в Библии. Тем не менее, истоки идеи Мессии и в более широком смысле - мессианских чаяний, не всегда связанных с личностью Мессии, прослеживаются в библейский период. Сущность идеи Мессии выражает вера пророков Израиля в наступление времени, когда сильный вождь, обладающий земной властью, принесет полное политическое и духовное освобождение народу Израиля на его земле, а также мир, благоденствие и моральное совершенство всему роду человеческому. В еврейском мессианстве неразрывно связаны политические и этические, национальные и универсалистские мотивы.
Чем ближе приближалось время пришествия Машиаха, как царя-искупителя, тем больше в Израиле ожидали Его пришествия: возрастали мессианские чаяния, росло число мессианских толкований Торы и Танаха.
Сейчас ученые-гебраисты говорят о том, что за сто лет до рождения Иешуа, в Израиле появился мессия. Это было выяснено в ходе раскопок и исследовании общины ессеев, которая располагалась в Кумранских пещерах, и которая была известна за строжайшее соблюдение ритуальных законов Торы. Именно в этой общине, за сто лет до рождения Иешуа, появился человек по имени Цадок, который провозгласил себя мессией-царем. Известно также, что ессеи считали его Самим Всевышним, который пришел искупить еврейский народ. С этим заявлением он обратился к Синедриону, который и вынес смертный приговор Цадоку за богохульство. Некоторые древние иудейские источники даже говорят о том, что якобы Цадок был казнен через распятие.
Этот факт еще раз доказывает то, что в еврейское общество ожидало Машиаха со дня на день. В более поздний период, когда уже появилось христианство, и когда Иерусалимский Храм был разрушен и началось великое рассеяние еврейского народа, иудаизм Танаха также подвергся определенным изменениям. Духовная власть первосвященников, из которых состоял Синедрион, начала постепенно ослабевать и, в конце концов, перешла к раввинам. В ответ на христианство, считавшееся одним из ветвей иудаизма, иудаизм Талмуда, предпринимал всевозможные попытки изменить правильное толкование Танаха. В средние века такие попытки были сделаны известным раввином Рамбамом (1135-1204), который написал целый труд о том, как распознать истинного Машиаха. Этот труд назывался "Хилхос Мелех Ха-Машиах", что означает "Законы относительно Царя Машиаха". В нем Рамбам исследует многие места Торы и Танаха, и приводит свои выводы-интерпретации в противовес христианским. Например, он пишет: "Никто не должен исчислять назначенное время (приход Машиаха). Наши мудрецы провозглашают: (Санхедрин 97б) 'Пусть духи того, кто попытается исчислить последнее время, т.е. приход Машиаха, будут стерты'. Лучше пусть он ожидает и верит в доктрину, которую мы объяснили" (Законы о Царе Машиахе 12,2).
В этой же работе Рамбам также вспоминает об Иисусе из Назарета, говоря о Нем следующее: "Иисус из Назарета, который претендовал на роль Машиаха, был казнен по приговору суда, о чем было предсказано пророком Даниилом (11:14): "Ренегаты из твоего народа вознесут себя, чтобы исполнилось их видение, но они падут".
Раши (1040-1105), который известен в большей степени как толкователь Танаха, в своих трудах постоянно вел полемику с христианской трактовкой Библии, защищая позицию раввинского иудаизма. Знаменитую 53-ю главу пророка Исайи, Раши относит к еврейскому народу, а не к страдающему Машиаху, хотя из контекста этой главы видно, что данное пророчество сложно отнести к страдающему за чужие грехи Израилю. Вообще же, говоря об интерпретациях раввинов на 53-ю главу пророка Исайи, в иудаизме нет единой точки зрения. Рабби Саадия Гаон (882-942) полагал, что в 53-й главе говорится о пророке Иеремии. Это мнение не имеет сторонников ни в каких религиозных кругах. Еще более шатким оказывается мнение рабби Ицхака Абарбанеля (1437-1508), относящего пророчество Исайи к иудейскому царю Иосии.
Хотя Абарбанель и отрицал тот факт, что именно эта глава указывает на страдающего раба-Машиаха, он однако говорил: "Первый вопрос, на который надо ответить: о ком говорит пророк, ибо миним (последователи учения Иешуа) утверждают, что здесь говорится о Том, Который был распят в Иерусалиме в конце существования второго Храма. Он, по их утверждениям, родился от девственницы. Йонатан бен Узиэль (I век до н.э.) толковал это место так же, говоря, что в этой главе говорится о Машиахе, Который явится в будущем, и это мнение всех мудрецов во многих толкованиях".
Если обратиться еще к одному источнику раввинской письменности - к Вавилонскому Талмуду, законченному в начале VI столетия и признаваемому раввинами источником устных традиций, то увидим, что тут 53 главу пророка Исайи относят к Мессии: "Среди различных суждений об имени Мессии существует мнение о том, что Мессия называется прокаженным, ибо сказано: 'поистине Он принял на Себя наши немощи и понес наши болезни, а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом'".
Итак, мы видим, что в современном иудаизме нет единой точки зрения на личность Мессии. Разные ветви иудаизма (консервативный, прогрессивный, ортодоксальный) имеют свою, отличающуюся от других, точку зрения. Современные комментарии, которыми пользуются большинство раввинов сегодня, не соответствуют тем комментариям, которые дошли до нас из глубокой древности: они кардинально противоположны и подчас противоречат друг другу. Конечно, сегодня неосведомленность евреев по поводу своих корней, а уж подавно и библейской экзегезы, только лишь на руку раввинам, которые ни в какую не желают признать мессианство Иешуа, и этим они только тормозят Его приход как Царя Израиля. Раввины прекрасно понимают, что обещанный Машиах-Избавитель уже бывал на земле, ибо пророк Даниил достаточно точно предсказал время Его пришествия. Они пытаются отстоять свои "исконные" права на истинность своих толкований, таким образом стараясь сохранить свое право на контроль умов еврейского народа. Но вот вопрос: кто из двоих сильней - Бог или человек?
Дух Божий - Дух Мессии
В самой первой главе, в первом стихе Торы мы читаем:
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1:1-2).
Вчитываясь в текст этих первых стихов Торы, возникает впечатление, как будто мы соприкасаемся с безграничным и невидимым духовным миром Святого Бога, Который решил создать мир. Однако то, что видели в этих стихах древние иудейские мудрецы, совершенно отличается от нашего современного восприятия. Мы должны понимать одну важную вещь: подход к толкованию Библии древних иудейских комментаторов сильно отличается от нынешнего. Чем ближе приближалось время прихода царя-Мессии, тем больше среди иудейских комментаторов проявлялись мессианские чаяния в их комментариях. Поэтому иудейские мудрецы пытались отыскать в Танахе любой "след Мессии". Когда Библия говорит о том, как "Дух Божий носился над водой", мудрецы видели в этом указание на Мессию. Мидраш Рабба говорит в этом контексте, что это был "Дух Мессии", как написано в пророке Исайе 11:2 "и почиет на Нем Дух Господень" (Мидраш Берешит Рабба 1,2 и Ялкут). Несколько других мест Писания также упоминают о том, что это относится к "помазанному царю" (Песикта Раббати 33 и Ялкут). Такой намек становится понятен, когда мы рассматриваем раввинистическую точку зрения, что даже имя Мессии было предопределено до сотворения мира. Согласно одним источникам, Мессия присутствовал при сотворении мира, а некоторые считают даже, что "имя" (т.е. идея) Мессии предшествовало сотворению мира; согласно другим сам Мессия наделен предмировым существованием (Песикта Раббати 35:161).
Так или иначе, все мудрецы сходились на том, что Мессия существовал еще до своего земного рождения. В связи с этим хотелось бы привести одно место из Священного Писания, где говорится о премудрости Божьей:
Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время (Прит. 8:22-30).
Здесь, в этом отрывки из книги Притч, явно прослеживается скрытый образ Мессии. Во-первых, премудрость, или на иврите хахма, здесь выступает как личность. Например, в стихе 12 говорится: "Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания". Во-вторых, слово "началом" решит напоминает нам самое первое слово всей Библии и Торы берешит, что значит "в начале". Это слово, как бы возвращает нас к сотворению мира и напоминает нам о Творце. И в-третьих, выражение "от века я помазана", или "от века я назначена", напоминает нам о том, что Мессия уже был предназначен на выполнение определенной божественной миссии.
Древние иудейские толкователи Священных Писаний часто говорили о тайных именах Мессии. Одно из таких имен Мимра, что в переводе с арамейского означает "Слово". Например, Таргум Йонатана бен-Узиэля говорит: "Каждый, кто обратит свое сердце к Господнему Мимра, останется жив". В таргумах понятие "Мимра" ассоциировалось с Самим Богом и Его проявлениями. Слово "Мимра" появляется в таргумах в к следующим местам Библии: о сотворении человека по поводу Бытия (1:27). Таргум говорит: "И Мимра Господа создал человека" (Таргум Йерушалми). В Бытие (16:13) Агарь говорит с Ангелом Господним и называет его "Мимра Господа" (Таргум Йерушалми). В 22-й главе Бытия, где Авраам говорит с Ангелом Господним, которому имя "Мимра Господа", в 8-м стихе говорится: "Мимра Господа Сам усмотрит… агнца для всесожжения" (Таргум Йерушалми). В Бытие (28:20) Яков произносит обет: "Если Мимра Господа будет со мной… тогда будет Мимра Господа моим Богом" (Таргум Онкелос). Бытие (15:6) истолковывается таргумом следующим образом: "Авраам поверил Мимре Господа, и это вменилось ему в праведность" (Таргум Онкелос). Место Писания, где описывается дарование Закона народу Израиля (Исход 20:1), таргум говорит: "Изрек Мимра Господа все слова сии" (Таргум Йерушалми). В книге Чисел (10:35) Моисей молится: "Восстань, Господи!… Восстань, Мимра Господень!" (Таргум Йерушалми). В книге Исход (14:31) говорится: "Они поверили Мимре Господа и пророчествам Его слуги Моисея" (Таргум Онкелос). В 28-й главе Второзакония, что если Израиль будет слушать глас Господа Бога, то все благословения придут к ним, и это истолковывается таргумом следующим образом: "Если вы примите Мимру Господа, то Он будет вашим Богом" (Таргум Онкелос). Во Второзаконии (33:27) также сказано: "Прибежище твое Бог древний, и ты под мышцами вечными". Это поясняется в таргуме следующими словами: "Эти мышцы - Мимра, через которого мир был сотворен" (Таргум Онкелос).
Именно под этим именем первые христиане подразумевали Самого Иисуса. Отклики этого мы находим в Евангелии от Иоанна:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин.1:1-4).
Князь Лика, Ангел Завета и Мимра Господень
Одна из самых таинственных личностей Торы - это Ангел Господень. Этот Ангел появляется в Торе в разных местах и при разных событиях, всего двенадцать раз: этот Ангел пришел к изгнанной Сариной служанке Агари (Быт. 16:7-11); Аврааму, который собирался принести в жертву своего сына Исаака (Быт. 22:11,15); Яков боролся ночью с этим Ангелом, который нарек ему новое имя (Быт. 32:24-28); Моисей встретил этого Ангела, когда пас овец своего тестя Иофора (Исх. 3:2); этот Ангел выводил сынов Израилевых из египетского рабства (Исх. 14:19); и наконец, Ангел Господень встретился с лжепророком Валааму.
Что же интересного в этом Ангеле Господнем? Библия утверждает, что Он был представителем Самого Всемогущего на земле. Более того, этот Ангел был видимым образом Бога на земле. В талмудической и раввинистической литературе Ангел Господень имеет разные эпитеты: Ангел Завета, Князь Лика, Метатрон, Мимра Господень, Шехина и Мессия.
В Торе описывается история о том, как Аврааму и его жене явились три ангела. Интересно, что один из ангелов называется здесь Господом. Также и Авраам обращается к одному из них как к Всевышнему. Древнееврейские мудрецы считали, что именно этот из трех ангелов и есть Ангел Завета, Мимра Господень (Слово), или же Мессия. Это еще раз доказывает, что Мессия должен был быть по Своему происхождению тождественен Самому Всевышнему. Рабби Йонатан бен-Узиэль (Таргум Йерушалми к Быт.19:24) говорит: "Господь, упомянутый в этом месте, - это Слово Господа, и это был Тот, Который излил огонь и раскаленные камни дождем на Содом и Гоморру".
Интересно отметить, что иудейская секта ессеев, жившая в Кумранских пещерах, считала, что Мимра Господа - это Мессия-Спаситель. Эта секта, по большей части состоявшая из бывших священников Храма, подчеркивала в своих свитках, что "все получило свое существование по Божьей воле и без Него не было совершено. Посредством Твоего Слова все началось и без Тебя ничего не было сотворено" (Мегилат ѓа-серахим). Это очень напоминает место из Нового Завета:
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1:3).
Рабби Бехай в комментарии к 22-й главе Бытия говорил: "Тот, Который искушал Авраама - Бог, а Тот, Который удерживал Авраама (от удара, который должен быть нанесен Исааку), - это Ангел Господень". Каббала так объясняет происшедшее: "Глаза Авраама были открыты, чтобы могли видеть, что Ангел, говоривший к нему, не был одним из сотворенных, но Одним из Сущих, которые не могут быть разделены. Поэтому если бы этот Ангел был одним из сотворенных, Авраам не мог бы послушаться Его, когда Он удерживал Авраама от исполнения повеления убить Исаака. "Ты не пожалел сына твоего для Меня", хотя должен был бы сказать: "... для Него". Но этот Ангел был одним из Сущих, великий Ангел, о котором сказано в Исходе 14:19, что "двинулся Ангел Божий, Ангел, в котором Имя Мое". Или в Бытии 48:16: "Ангел, избавляющий меня". Это и есть ѓа-Адон - Господь, сущность Которого - милосердие, и поэтому Он был Господь, Который мог сказать..."
Сцена борьбы Якова с ангелом вызвала активизацию размышлений о Мессии среди иудейских мудрецов. Таргум Онкелос утверждает, что на самом деле Яков видел "Ангела Господня". Но кто такой этот "Ангел Господень" и что такое "Пенуэл"? Пнуэль - слово, образованное от паним - обозначает лицо (или дословно "лики"), а Эль - ангел или Бог (дословно "лицо Бога"). Якову уже приходилось встречаться с ангелами, но в этом месте он впервые встретился с одним из них лицом к лицу (рабби Хаим Ибн-Атар к Быт.32:31).
В Книге пророка Исайи (63:9) мы встречаемся с таинственной загадкой, несомненно, связанной с описанием сцены у потока Иавок. Пророк говорит:
Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица (евр. лицо или видимый образ; в англ. переводе - присутствие) Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние.
Раввины говорят, что "Ангел присутствия" означает "Ангел Завета" и "Князь лика". На иврите эта фраза - сар ѓа-паним - буквально означает "Князь ликов" или "Князь видимого образа". Рабби Давид Кимхи, комментируя Малахию (3:1), говорит, что Господь, Который "внезапно придет в Храм Свой", будет "Мессией-Царем, Который является Господом Завета" (Микраот Гедолот). Из этого мы можем заключить, что Яков видел лицо Самого Мессии.
Пророк Исайя и пророк Малахия говорили об этом Ангеле Господнем, как о том, Кто хранил Израиль. Именно это было основной задачей этого Ангела: Бог послал Его хранить и защищать Свой народ, и ввести народ Божий в Обетованную Землю.
И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их (Исх.14:19).
Вот, Я посылаю пред тобою Ангела (досл. на иврите Моего Лица) хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих. Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их (Исх.23:20-23).
Итак, иди, веди народ сей, куда Я сказал тебе; вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их (Исх.32:34).
В приведенных местах Торы мы видим, что Бог требовал особое внимание и уважение к Ангелу Господню, т.е. Израильский народ должен был слушать слова этого Ангела, как Самого Бога и следовать за Ним, как за Самим Господом.
Ангел Господень был видимым образом Самого Бога, т.е. Его Шехиной, что с иврита можно перевести как "видимое присутствие Бога". Слово Шехина происходит от ивритского слова шахан, что значит "обитать". Кстати, слово скиния мишкан также происходит от глагола "обитать", и означает буквально "обитель". Новый Завет говорит:
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин.1:14).
Таким образом, Иешуа стал видимым образом Бога на земле, Он явил людям истинный смысл жизни, Он стал Словом, пришедшим от Бога и обитавшим среди людей, открыв, таким образом, кто есть Ангел Лица, Ангел Завета, Мимра Господень и Шехина.
Автор: Симха Полонский
Лидер Мессианской Общины
источник
Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть
Комментариев нет:
Отправить комментарий