Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?
И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы.
(Матф.6:24-34)
Как понимать слова Иисуса – не заботьтесь о завтрашнем дне? Значит ли это, что не нужно пахать, сеять, собирать урожай, ни делать заготовок на зиму, ни строить, ни учиться, и вообще не заниматься никаким трудом, ориентированным на будущее благополучие? «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» – так описывает это состояние премудрый Соломон (Прит.6:10,11). Но на это ему можно возразить: пусть я буду беден и стану нуждаться, но зато останусь без забот, как говорит об этом ап. Павел: «А я хочу, чтобы вы были без забот» (1Кор.7:32). Беззаботное состояние сегодня мы можем наблюдать у людей, занимающихся бродяжничеством, у лиц без определенного места жительства. Они «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы», они не заботятся о завтрашнем дне, для каждого дня им хватает своей заботы – питаются тем, что сегодня найдут в мусорных баках, и ночуют там, где придется, в подвалах, подворотнях… Означает ли это, что Иисус призывает Своих последователей стать бомжами?
Если посмотреть на жизнь Иисуса Христа, то мы увидим, что Он тоже по сути бродяжничал, как Сам же и говорил: «лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Матф.8:20). Но при этом нельзя сказать, что Христос оставался без забот. Иисус оставил дом, семью, работу не ради беззаботной жизни, а по причине Своего служения Богу. Тому же самому Он учит и Своих последователей. Его учение начинается со слов: «никто не может служить двум господам… Не можете служить Богу и мамоне». «Мамонас» – это сиро-халдейское слово, означающее богатство, имущество и, в широком смысле, земные блага. Почему Христос говорит о мамоне, используя заимствованное из другого языка слово, а не прямо говорит о богатстве или имуществе человека? Потому что маммона – это не просто имущество, это еще и семитское божество богатства и земного благополучия. Получается, Иисус здесь противопоставляет служение Богу служению богатству, как древнему идолу. Кроме того, исходя из контекста, речь идет не просто о богатстве, как о материальном достатке и земной роскоши, а в целом о любом стремлении человека к материальному благополучию, выраженному даже в таких естественных желаниях, как поесть, попить, одеться…
«… если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Матф.6:30). Означает ли это, что верующий человек, как таковой, перестает испытывать потребность в питании и одежде? Отнюдь. И «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Матф.6:32). При этом удовлетворение человеческих потребностей Господь все равно усматривает через труд: если не на колхозной, то на духовной ниве, «ибо трудящийся достоин пропитания» (Матф.10:10). Кроме того, Библия дает нам примеры служения Богу, которое было напрямую связано с материальным приготовлением к завтрашнему дню: это и строительство Ноева ковчега, и заготовление Иосифом зерна на семь лет грядущего голода, не говоря уже о регулярном приготовлении к библейским праздникам и субботе. Но при всем этом, забота о собственном благополучии не должна стать для человека мамоной – его идолом, его целью. «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники…» (Матф.6:31,32).
А как определить, что на самом деле является нашей целью, а что средством для ее воплощения? «…ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Матф.6:24). Не является ли земное благополучие как раз тем, что мы любим, а Бог – кого мы используем, и тем самым ненавидим? Это можно увидеть, посмотрев на то, чему отдают приоритет в своей жизни язычники. В качестве примера мы можем взять хотя бы известную многим модель потребностей человека по А. Маслоу. Эту модель часто изображают в виде пирамиды, в которой все человеческие потребности имеют соответствующую иерархию, в зависимости от их приоритета. Выделяют семь основных уровней. Самый низший – физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т.д. Следующая ступень – потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач. Далее потребность в принадлежности и любви: принадлежность к общности, быть приятным, любить и быть любимым. Затем следует потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание. Потом познавательные потребности: знать, уметь, исследовать. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота. И последняя ступень, самая высшая – духовные потребности: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация. Находясь на этом уровне, человек задумывается над смыслом своего существования, ставит вопрос о своей роли в жизни. По мере удовлетворения низлежащих потребностей, двигаясь от низшего к высшему, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, что в конечном итоге и определяет цели человека и его приоритеты.
Накормить, напоить, спать уложить – является первоочередным делом не только в модели Маслоу, но и во многих религиях мира. Христос же предлагает совершенно противоположный подход: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:33). Это значит, что последователи Иисуса, того самого Иисуса, который оставил дом и целиком до самой смерти посвятил Свою жизнь служению Богу, тем самым претворив Свою теорию в жизни, также должны отдавать предпочтение духовным целям, даже если это чревато увольнением с работы, изгнанием из дома и жизнью в нищете и голоде на улице. Но как на практике может работать данный духовный принцип, в то время как мы не имеем от Бога такой миссии, как ходить по городам, исцеляя больных, и умереть за грехи людей на кресте? В качестве такого примера рассмотрим историю исхода еврейского народа в пустыню:
И двинулись из Елима, и пришло все общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской.
И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне,
и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом.
(Исх.16:1-3)
Давайте начнем с того, для чего евреи покинули Египет и ушли в пустыню, туда, где не было никакой еды? Ответ на этот вопрос найдем в требовании Бога к фараону: «отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне» (Исх.7:16). Итак, народ пришел в пустыню, чтобы совершить служение Богу. И совершая это дело, как он ведет себя, когда сталкивается с проблемой голода? Люди ропщут, вспоминая свою старую жизнь, и обвиняют Моисея с Аароном в том, что они вывели их в пустыню, чтобы уморить всех голодом. Хотя можно ли говорить, что люди на тот момент голодали? Разве кто-то умер уже от голода, чтобы можно было судить об общей тенденции? Нет. Но люди заглядывали в будущее. Они, подобно язычникам рассуждали о том, что они будут завтра есть, что пить, и во что одеваться? Они заботились о том, что ожидает их завтра, в то время как завтра Бог Сам мог позаботиться о них. В некоторой степени люди также поступают и теперь, когда говорят: кто позаботится обо мне и моей семье, если я отложу свои дела и сяду за Библию? Хватит ли мне на мои нужды, если я буду жертвовать свое время, свои силы и свои средства на Божьи дела? Я не могу рисковать своей работой. Я не могу рисковать своими отношениями в семье. Мне жаль, но я не могу оставить дела, от которого зависит мое благосостояние и доход. Подобного рода причин, чтобы не делать того, что ожидает от людей Бог, может быть множество, но все они отражают общую направленность человека в его стремлении к земному благополучию, ставшему для него его идолом.
Ну а как правильно нужно было вести себя израильтянам, которые столкнулись в пустыне с опасностью голода? Ап. Павел на этот счет дает нам следующий совет: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Фил.4:6). Когда человек смотрит в лицо своей нужде, не нужно рыдать и возмущаться, и не надо обвинять в этом людей, ни тем более Бога, а нужно просто выражать Ему свои просьбы в надежде быть услышанным на небесах. Потому как, когда люди служат мамоне, своему благополучию, они выясняют все с другими людьми и решают свои проблемы самостоятельно. А кто служит Господу, должен в первую очередь решать все с Богом, по причине которого он и оказался в этой нужде.
Так в чем же состоит принципиальная разница между моделью Маслоу, которая подробно описывает приоритеты людей этого мира, с принципами Иисуса Христа, если в том и другом случае наивысшей целью является духовное самосознание человека? Не является ли языческий подход более адаптированным к современным реалиям жизни и по этой причине более приемлемым в достижении той же цели? Здесь следует отметить, что не многие люди, живущие по «пирамиде потребностей», доживают до последнего уровня. Многие застревают на низших ступенях и умирают, не успевая насытиться едой и насладиться чувством собственной безопасности, развратом, славой, знаниями и красотой этого мира. Но даже если бы человек в результате удовлетворения своих низших потребностей всегда приходил к духовной зрелости, то он все равно никогда бы не смог достичь любви – той цели, которую поставил перед ним Господь. Потому что в каждом шаге становления его личности, он исходил бы из своих желаний и потребностей, служа и угождая в этом себе, а не Богу. В этом смысле, даже духовная потребность человека в «самоактуализации» Маслоу продиктована, отнюдь, не любовью к Богу, а себялюбием человека. Ставя себя и свои потребности во главу угла, человек, самое большое, будет пытаться на каждом из этих этапов использовать Бога, в качестве средства для достижения личных целей, что будет свидетельствовать только о его любви к себе. Но чтобы проявить любовь к Господу, ему нужно будет отказаться от собственных физиологических, экзистенциальных, социальных, престижных и духовных потребностей, отдав свое предпочтение целям и желаниям Бога.
«Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы» (Матф.6:34). Невозможно служить двум господам. Таким образом, чтобы иметь возможность «усердствовать» Богу, нужно нерадиво относиться к своему личному имуществу и земному благополучию в целом. А вот когда и в чем именно «нерадеть» человеку, могут подсказать не дающие ему покоя заботы. Если человек обеспокоен не проблемами вечного Царства и не его праведностью, а заботами этого мира, то значит его целью пока что является сохранение и накопление земных благ. И иначе, чем оставить без внимания свои дела, отрешиться от себя он не сможет. Следовательно, в заключительных словах Христос предлагает человеку практический выход для разрешения его зависимости от этого мира. Все учение Иисуса Христа пронизано конкретными практическими советами, и если имеющим богатство Он говорит раздавать свое имение, чтобы освободить свое сердце для небесных ценностей, то людей, стремящихся к земному благополучию, Иисус призывает не заботиться и не искать того, чего ищут язычники. А вот как поступит человек, отрешится ли от всего, чтобы быть учеником Иисуса (Лук.14:33), или увязнет в заботах этого мира, уже будет зависеть от него самого.
источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий