вторник, 14 февраля 2012 г.

ЖЕМЧУЖИНЫ ПСАЛМОВ


Автор-Владислав Нагирнер
Дорогие друзья!
Цель этой книги - познакомить вас с Псалмами, с жемчужинами, драгоценностями Псалмов. Автор не ставит перед собой задачу рассказать обо всех Псалмах. На примере ряда Псалмов мы покажем, как важно читать Слово и размышлять над ним, искать в нем бриллианты и находить их. Мудрый Соломон говорил: «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.» (Прит. 2:1-5)
ПУТЬ К ТРЕПЕТУ ПЕРЕД АДОНАЕМ: УХО ВНИМАТЕЛЬНОЕ К МУДРОСТИ, СЕРДЦЕ, НАКЛОНЕННОЕ К РАЗМЫШЛЕНИЮ, ИСКАТЬ МУДРОСТЬ, КАК СЕРЕБРО, ОТЫСКИВАТЬ ЕГО, КАК СОКРОВИЩЕ!
«Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он - щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих. Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.» (Прит. 2:6-9)  

«Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.» (Пс. 104:4)


«За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.» (Прит. 22:4)

«Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: 'Авва, Отче!' Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Мессии (Христу), если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.» (Рим. 8:14-18)


БАРУХ АШЕМ!

ПСАЛОМ 1
«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.» (Пс. 1:1-3)


не ходит на совет нечестивых -  Таким был Йосеф из Аримафеи:


«Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Йешуа (Иисусова); и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где еще никто не был положен.» (Лук. 23:50-53)


и не сидит в собрании развратителей (и в собрании насмешников не сидел) - "Насмешники - они выдают чужие секреты, чтобы посмеяться (Ибн Эзра). Бездельники, которые собираются, чтобы посплетничать (Радак). Они красиво говорят, чтобы скрыть нечистые замыслы (Мецудат Цион). Другое определение "собрания насмешников" приведено в "Поучениях отцов": когда двое не обсуждают слова Торы, то это - собрание насмешников (Пиркей Авот З,2)." (Комментарий З.Фуксона


Счастлив (блажен) тот, который выполняет ВСЕ эти четыре условия. Недостаточно быть просто хорошим человеком, нужно еще жаждать Тору Всевышнего, размышлять о ней день и ночь. 


Йешуа сказал в последний день Суккот: «В последний же великий день праздника стоял Йешуа (Иисус) и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.» (Ин. 7:37)


И будет он как дерево, посаженное при потоках вод (у разлива вод) - Такое дерево всегда цветет, всегда приносит плоды. Таким будет и цадик (праведник) - цветущим и плодоносящим.


"Цадик похож на дерево, которое посажено в чистом месте, и крона его простирается в место нечистоты" (рав Моше Альшех)


"Слово "шатуль" можно, конечно, перевести, как дерево, которое посажено, но дело в том, что для "посадки" есть более обычное слово - "натуа" - "посаженный", а слово "шатуль", строго говоря, обозначает дерево, которое было саженцем в одном месте, а потом его оттуда забрали и пересадили в другое место."


"Если человек хочет все время сидеть на одном месте, то о нем сказано: "Плохой тот мельник должен быть, что век свой хочет дома жить". То есть, человек должен ходить и "пересаживать" себя." (Лекции З.Дашевского по Псалмам


"Чтобы достичь глубоких знаний следует пересаживать себя, "сидеть у ног" многих учителей, изучая разные мнения (Раши, Авода Зара 19а)." (Комментарий З.Фуксон


«я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне.» (Деян. 22:3)


«Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.» (Евр. 13:24)

ПСАЛОМ 2
ЭТО ЦАРСКИЙ ПСАЛОМ! ЭТО МЕССИАНСКИЙ ПСАЛОМ!  


Меир Левинов указывает в своем комментарии: "Этот псалом пели левиты при коронации царя. Его же пели израильские войска перед битвой с врагами, и будет петь весь Израиль при коронации будущего Царя-Машиаха. Царь Давид предвидел, что когда придет Машиах, будет у него множество врагов, и потому сказал про грядущие времена: "Зачем шумят народы?! " 


Как пишет З.Фуксон, "в соответствии с простым смыслом стихов (Раши, Радак) в псалме отражены события, последовавшие сразу после воцарения Давида, как сказано (2 Шмуэль 5,17): Когда услышали филистимляне, что помазали Давида царем над Израилем, то поднялись все филистимляне искать Давида. Однако мудрецы (Брахот 7б) говорят, что в псалме речь идет о Конце Дней, когда соберутся народы воевать "против Бога и против помазанника Его".  


«Псалом Давида. Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.» (Пс. 2:1-2)


З.Фуксон цитирует мидраш: Чем возбуждены народы? На что похоже нечестивые? На кузнечиков в банке, которые скребутся, чтобы выпрыгнуть (Мидраш 2,2)


"В первом стихе он говорит "гоим" (беспокоятся гоим), а дальше употребляется слово "леумим" - "племена" (которые замышляют). По-простому, безусловно, можно понять так, что две половины первого стиха поэтически повторяют одно и то же содержание: "народы беспокоятся, племена замышляют". Мальбим, который является очень тонким мастером по объяснению тонких различий в синонимах, говорит, что "гой" описывает народ, как социально-политическое единство, в то время, как "леом" - "племя" описывает народ со стороны того, что они объединены некоторой религиозной общностью." (З.Дашевский. Лекции по Псалмам)   

против Господа и против Помазанника Его – «Когда увидят войну Гога и Магога, их спросят: “Зачем вы пришли?” Ответ будет дан следующий: “Мы пришли (чтобы выступить) против ГОСПОДА и Его Помазанника”, ибо на­писано: “Зачем мятутся народы и племена замышляют тщет­ное?” (Avoda Zara 3b. Цит. по: Ристо Сантала. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. С.-Петербург: Библия для всех, 1995)

«Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Мессию (Христа) Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Йешуа (Иисуса), помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.» (Деян. 4:25-28)

«"Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их".» (Пс. 2:3)

"Расторгнуть узы" и "свергнуть оковы" выясняют цель восстания. Могущество Давида возросло до высокой степени. Чтобы положить конец его дальнейшему развитию, оставшиеся независимыми соседние языческие народы возбудили против Давида уже покоренные им племена и соединились с ними, чтобы общими силами сломить его распространявшуюся власть. Таким и было восстание аммонитян (Цар X:6-13), которые возбудили против Давида и сирийцев (X:6-7), ранее уже покоренных Давидом (2 Цар VIII:5-6). (Толковая Библия Лопухина)

"Третий стих приводит нам речь этих народов, которые требуют "порвать узы и сбросить веревки, которые их опутывают". Такие необычные архаические окончания в словах "мосротемо" и "авотемо" объясняются тем, что это поэтическая форма, которая встречается в Танахе, и это - суффикс третьего лица множественного числа. Что такое "мосарот"? - Это веревки, которыми ярмо привязывается к шее быка, чтобы его запрячь. От этого же корня происходит слово "мусар" - "нравственность". То есть, человек нравственный - это тот, который привязал себе на шею ярмо, а человек безнравственный называется в Танахе словом "белийал", которое в мидраше объясняется, как "бли оль" - человек, который "без ярма". Если человек свободный, "вольноопределяющийся", то это и означает дьявольское состояние человека, который над собой не видит никакой высшей власти. В этом смысле есть такое "мягкое" слово, употребляющееся в современном обществе, которое разделяет людей на религиозных и на "ховшеим", то есть, это "свободные" люди, которые сбросили с себя ярмо.

... Одно объяснение приводит рабби Овадия Сфорно. Он говорит, что это замысел против Всевышнего - чтобы не служить Ему, а замысел против Его помазанника - чтобы тот не царствовал.  Он объясняет так: "Мы порвем узы Всевышнего и Его Машиаха..."

Что же пустое они говорят? Рав Моше Альшех объясняет это очень нетривиальным образом. Он как бы вкладывает в их уста следующее: "Что толку воевать против Всевышнего и его помазанника вместе? Это дело бесполезное. Мы разорвем те узы, которые их связывают между собой, мы сбросим с Израиля Тору и заповеди ее, и сбросим "авот" (сдвигает айн на алеф) - заслуги отцов, а после этого мы подчиним себе Израиль, поработим их, и поскольку узы, связывающие их со Всевышним, уже порваны, то Он их не будет спасать."  (З.Дашевский. Лекции по Псалмам)  

Образ жизни иудея, основанный на исполнении мицвот Всевышнего, называется: «кабалат оль Малхут шамаим» (принятие ига Царства небесного).

Йешуа говорил: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.» (Мф. 11:29-30)

«Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;» (Пс. 2:4-6)

Почему Господь посмеется над врагами Израиля? Потому что их замыслы безуспешны. Всевышний избрал Давида быть Царем над Израилем. И никто не сможет отменить это решение. 
В Псалме пророчески речь идет и о Царе-Мессии, потомке царя Давида. 

«возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;» (Пс. 2:7)

ныне родил тебя – другой перевод: сегодня родил тебя. Давид как-будто заново родился.

Бог сказал Давиду: «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих;» (2 Цар. 7:12-14)

О Мессии Йешуа: «И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Йешуа (Иисуса), как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя.» (Деян. 13:32-33) 

«Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?» (Евр. 1:5)

«Так и Мессия (Христос) не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;» (Евр. 5:5)

«проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника'. Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.» (Пс. 2:8-12)

народы в наследие Тебе - «И пронеслось имя Давидово по всем землям, и Господь сделал его страшным для всех народов.» (1 Пар. 14:17)

О Мессии Йешуа:  

«и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Йешуа Мессии (Иисусе Христе) Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы,» (Рим. 1:4-5)

«Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.» (Откр. 15:4)

Почтите Сына - Букв.: целуйте Сына. Здесь используется арамейское слово "бар" (сын).

Другой вариант перевода: стремитесь к чистоте. "Стремитесь к чистоте сердца, чтобы с чистым сердцем признать царство Машиаха (Мецудат Давид)." (З.Фуксон. Комментарии к Псалмам)

«Йешуа (Иисус) сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» (Ин. 14:6)

«Первый стих первой главы (первого псалма – прим. В.Н.) начинается словом «ашрей» («счастлив»), а во второй главе словом «ашрей» начинается последний стих. Талмуд говорит: чем начал, тем и кончил — это признак любимых псалмов Давида. При этом Талмуд считает, что слово «ашрей», обрамляющее первую и вторую главы, позволяет рассматривать их как единую главу и что восемнадцать стихов этих двух глав представляют собой одно целое, как восемнадцать благословений молитвы «Амида». 

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий