«И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: пойдите, принесите жертву Богу вашему в сей земле»
Исх. 8:25
Столпы огненный и облачный указывали путь народу израильскому не в пределах Египта, а только в пустыне. Лишь та жизнь, которая отреклась от ветхого прозябания, в присутствии Господа обретает благодать и духовное общение с Ним. Это дивное общение с Иисусом Христом стало доступным апостолу Павлу лишь тогда, когда он был распят для мира и мир был распят для него. Оно легло в основу всего последующего его плодотворного служения Спасителю. Пока мы не осознаем, что распяты для мира, все мирское постоянно будет предъявлять нам свои требования. Только в жизни «распятой» мир перестает иметь значение; он лишается своих прав у подножия Креста, далее власть его не распространяется; по ту сторону Креста мир бессилен в жизни воскресших со Христом распятым.
Символ власти
Фараон, этот символ власти ветхого человека, пуще всего опасался ухода народа израильского из пределов Египта. Когда он убедился в том, что, несмотря на применение насилия, все более и более утрачивает власть над народом израильским, то изменил приемы и вступил на путь кажущихся уступок: «Пойдите, принесите жертву Богу вашему в сей земле» (Исх. 8:25).
Эти уступки были, с точки зрения фараона, весьма значительны, но с точки зрения Господа Бога – совершенно недостаточны.
В глазах каждого египтянина жертвоприношение чужому Богу было поруганием и осквернением родной земли, так как у них религия выражалась в почитании фараона, в преклонении перед божеством фараона. Поэтому жертву приносили обязательно фараону как «сыну Бога на земле». Посему разрешение, данное фараоном Израилю, глубоко возмущало египтян: в пределах Египта он позволил чужому народу воздвигнуть алтарь и приносить жертвы чужому Богу!
Но избавление Израиля не могло осуществиться в стране, обреченной на кару судом Божиим. Израиль мог осуществить общение с Господом Богом только после того, как он достиг противоположного берега Чермного моря, то есть в стране, в которой он вынужден был жить лишь верой. Египет в переносном смысле является нашим собственным «я», постоянно борющимся против Господа Бога; это страна собственных усилий и отчужденности от Бога, жизни вне Его влияния.
Египет и пустыня
Полноводная река Нил была источником жизни и процветания страны, по которой он протекал; благодаря ему поля Египта не нуждались в дарах Божиих: росе и дожде. В переносном смысле опять-таки картина жизни человека, опирающегося на собственную мощь. Ибо для нас становится Египтом, страной, держащей нас в плену, не столько мир окружающий, сколько мир, живущий в нас. Напротив, пустыня была для Израиля страной веры и милосердия Божия. В ней не существовали поля и земли, на которых человек мог трудиться, которые он мог вспахивать и орошать. В пустыне приходилось есть манну небесную. Там для народа израильского не было ни источников пресной воды, ни рек, у которых можно было бы расположиться и утолить жажду. В пустыне были источники лишь горьких вод. И только Бог мог их чудом превратить в воды пресные. Таким образом, утолить свою жажду в пустыне Израиль мог лишь водой, которую Господь Бог Сам давал ему, а не той, которую народ находил. Какая это чудная картина бессилия человека – картина полной зависимости его от Бога!
Освобождение
Мы называем обращением, рождением свыше, то переживание человека, которым он освобождается от ветхой жизни во плоти и переходит в сознательную зависимость от Бога. Такая новая жизнь в Господе зарождается, как и всякая жизнь в природе. И для народа израильского при исходе из Египта наступил такой час начала новой жизни. Постигшие Египет кары сделали возможным освобождение Израиля. Мы видим, что воскресению к новой жизни всегда предшествует осуждение Богом ветхой жизни. Но человек по плоти ничего так тщательно не избегает, как освобождения от порабощения его души и отдачи себя в полную зависимость Господу Богу. Все, кто когда-либо стоял у тесных ворот новой жизни, знают, на какие уступки соглашается наш ветхий человек, в то время как душа наша алчет свободы от его гнета и изнывает, стремясь к общению с Богом.
Но, к сожалению, мы видим, что не все, стоящие таким образом у порога новой духовной жизни, отвечают врагу подобно Моисею: «Нельзя сего сделать» (Исх. 8:26). Мы не допускаем ограничения предначертаний Господа! Как много людей задерживаются на полдороге, подчиняясь собственному «я», несмотря на искреннее желание вкусить общение с Богом, Которому они, однако, воздвигают алтарь не в пустыне, а в Египте, стране собственных усилий. Они доступны религиозному настроению, даже, может быть, в обществе перед другими людьми заступаются за веру и Слово Божие, но личная жизнь их ограничилась этим отношением к Господу. Они не превратились в новую тварь перед лицом Божиим. Ибо на почве собственных усилий нельзя достичь истинного общения с Господом, приблизиться к Нему.
В стране же египетской всякое поклонение и жертвоприношение Богу превращается в пустой обряд, в выражение благочестивого настроения, чуждого личному соприкосновению с Самим Господом.
Столп огненный – символ Креста – светит нам и указывает путь лишь по ту сторону Чермного моря. Свобода Духа нам открывается только на высоте Голгофы. У подножия Креста ветхий человек слышит и видит, что он осужден и обречен на кару, но тут же и воскресает к новой жизни в Духе, могущей воплотить в себе общение с Богом. Да последует каждая ищущая мир душа примеру апостола Павла: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего... я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью» (Гал. 1:15–16).
Когда Моисей не согласился на предложения фараона, последний в своих уступках пошел дальше. И обратился к Моисею и Аарону со словами: «Я отпущу вас принести жертву Господу Богу вашему в пустыне, только не уходите далеко».
Мы видим, что фараон более не ставил препятствий отправлению богослужения израильтянами в пустыне, как они этого требовали от него, но тем не менее пытался держать молящихся как можно ближе к своим владениям – Египту.
Фараон в предложенных им уступках Израилю показал свое коварство. Так как ему не удалось предотвратить обращения Израиля к Господу, он, по крайней мере, хотел задержать духовный рост его. Ему было ясно, что вблизи границ Египта народ Израиля не сможет освободиться от ига фараона. Кто не полностью порывает с прозябанием ветхого человека, тот никогда не дойдет до намеченной цели – жизни новой. Вечное блуждание у границ Египта никогда не даст доступа в страну свободы духовной, куда Господь стремится нас ввести.
Порабощение законом
С постижением этой истины нам становится ясным, отчего все апостолы придавали столь огромное значение духовному росту верующих. Апостол Павел не переставал молиться об обращенных детях Божиих, дабы они были преображены в образ небесного Создателя их. И когда он опасался, что кто-либо из верующих останется под влиянием соблазна, связанным с ветхой жизнью, он прилагал все усилия и весь свой авторитет, чтобы вырвать чадо Божие из этого состояния.
Мы это видим на примере с галатами. Они думали, что должны вернуться к Закону Моисея, несмотря на то, что обратились к Иисусу Христу и имели жизнь новую. Они еще не поняли, что закон, написанный на скрижалях из камня для жизни в плоти, не мог иметь силы в жизни новой. Христос – закон жизни воскресшего человека, посему апостол Павел обращается к галатам: «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?..» (Гал. 4:9).
«Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства... Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал. 5:1, 4).
Опыт многих поколений христиан показывает, что общение души с Богом всегда прерывалось тогда, когда она, душа, допускала порабощение законом. Тогда христианин, до тех пор руководимый в жизни Духом, превращается в раба законности. И в нашем, двадцатом, столетии, как и во времена апостолов, буква закона продолжает убивать дух. Для человека, водимого Духом, уже не важны соображения о том, что позволено или запрещено ветхой жизнью по плоти, важно для него только то, куда ведет его Господь, те цели, которые Он ему поставил. Мы должны быть зависимы не от фараона, а от воли Господа. Дух Его, а не наш ветхий человек, говорит нам, где мы должны остановиться и воздержаться. «Забывая заднее и простираясь вперед», мы стремимся «к цели, к почести вышнего зва-ния Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:13,14), к силе, правам и милостям, уготованным нам в дарованной нам новой жизни...
К совершенству жизни искупленных – вот к чему приводит небесная цель наша – обетованная земля.
Общение с Господом
Когда Моисей отказался идти на предложенные уступки, фараон ожесточился и не отпустил Израиля. Но жизнь, ищущую общения с Богом, никогда нельзя удержать в плену надолго. Чем дольше фараон задерживал выход Израиля в новую жизнь, тем страшнее становились наказания и муки египтян. Это и вынудило наконец фараона в третий раз вызвать к себе Моисея и сказать: «Пойдите, совершите служение Господу, Богу вашему; кто же и кто пойдет?» (Исх. 10:8). Моисей на этот вопрос дал весьма ясный ответ: «Пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими» (Исх. 10:9). «Нет, – ответил фараон, – пойдите одни мужчины и совершите служение Господу, так как вы сего просили» (Исх. 10:11).
Тут фараон придумал новое препятствие к освобождению Израиля: одни взрослые мужчины, без жен и детей, должны были совершить служение Господу в пустыне. Общение с Господом, таким образом, должно было быть уделом части народа, а не силой, проникающей и воодушевляющей весь народ. Но смысл ответа Моисея именно в том и заключается, что это общение не должно касаться лишь части нашей жизни. Каким бы личным и сокровенным делом ни было обращение отдельного чада Божия, плод его – общение с Господом Богом – и есть тот дар милосердия Божия, который Он от сотворения мира уготовил всему человечеству – и иудеям, и язычникам. Тесные врата, ведущие в жизнь вечную, не могут быть открыты только для одного возраста, сословия или же отдельного народа. Бог хочет, чтобы каждый грешник обратился к Нему и жил. Сознательное общение с Господом должно стать уделом всех страждущих, усталых и изнывающих под гнетом собственного «я».
Посему народ верующий всегда и был народом свидетельства. За Моисеем каждое чадо Божие повторяет слова: мы все «пойдем с малолетними нашими и стариками нашими и сыновьями нашими...» (Исх. 10:9) Кто пришел к воскресшему Спасителю – источнику жизни, и пил из Него, тот не может не звать и других к этому ключу вечной силы. Ибо из Него течет вода живая, утоляющая жажду нашей души. Кто знает, что значит в жизни сознание той истины, что Бог любит и ведет нас за руку, тот не может не желать того же самого и для всего мира.
Фараон прогнал от себя Моисея и Аарона, как только они ясно предъявили ему свои требования. Мир всегда отвечает яростными преследованиями на свидетельство чад Божиих о воле Господа. Но тем не менее никогда не замолкнет на устах верующих весть об ищущей грешников любви Божией, примиряющей нас с Господом! (2 Кор. 5:20). И в наши дни сильнее прежнего звучит голос, зовущий нас идти в пустыню, нас всех – молодых и старых, сыновей и дочерей – идти и нести на алтарь Божий наше жертвоприношение с сердцем смиренным, в духе и правде.
Полная свобода
Как бы часто ни выгонял фараон Моисея и Аарона, он был вынужден снова и снова призывать их к себе. Духовная жизнь, зародившаяся однажды в человеке, не дает себя заглушить страданиями и гнетом. Она крушит самые крепкие скалы, пробивает самые толстые стены и выходит к свету. Из повествования о том, что в четвертый раз предложил Моисею фараон, мы видим, с каким упорством ветхая жизнь старается удержать власть над человеком и помешать ему осуществлять жизнь в Духе: «Пойдите, совершите служение Господу, пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами» (Исх. 10:24). Даже это не было полным освобождением Израиля от ига египтян. В переносном смысле это означает, что обращенный человек, возможно, и отдался Богу лично, и внутренняя жизнь его посвящена Спасителю, но земное добро, имущество его он не подчиняет Господу. Он распоряжается им, как и до обращения, подчиняя его не закону любви Христовой, а личным своим целям. В деловых отношениях он допускает соображения мирские.
Но Бог хочет, чтобы человек, посвящая свою жизнь служению Господу, посвятил ее Ему всю без остатка. Чтобы в народе израильском все домочадцы и все, что было достоянием народа, – до последней овцы, до последнего копыта, было приобщено к служению Господу.
Цель Бога
Когда несколько лет назад в одном многочисленном собрании я в своей проповеди развивал эту мысль, то по окончании беседы ко мне обратился один из слушателей, купец, со следующими словами: «Все, что Вы говорили, кажется верным, но совершенно ясно, что Вы о деловом мире и торговле не имеете никакого понятия! Торговое дело останется торговым делом, оно не имеет ничего общего с верой и христианством. Основы христианства, естественно, зиждятся на истинах, заложенных с самого начала, с зарождением веры, а торговое дело ведется не иначе, как по правилам, вытекающим из сущности торговли».
Этот купец, высказавший такую точку зрения, был верующим человеком. Я знал, что он искренне любил Спасителя, но ему, по-видимому, было совершенно чуждо сознание и понимание того, что вся вселенная и вся тварь Божия имеют право на участие в искуплении Спасителя и в усыновлении Божием (Рим. 8:23). Как верно знал Моисей предначертания и волю Бога, когда он ответил фараону: «Пусть пойдут и стада наши с нами, не останется ни копыта; ибо из них мы возьмем на жертву Господу» (Исх. 10:26).
В последних словах мы видим святую цель Господа Бога. Он хочет, чтобы мы со всем нашим домом, со всеми нашими детьми и домочадцами достигли такой высокой ступени духовного развития, на которой не мир, а Сам Господь может употребить нас на Его святое дело. Какое дивное переживание нам дает уже начало такой новой жизни во Христе. Но в какое чудное торжество оно превратится, когда наступит для нас грядущая вечность и когда все, что в нас здесь зародилось с помощью Духа, станет действительностью! Это блаженство предвкушают те из чад Божиих, которые сообразно данному им Господом свету стремятся всей душой, не оглядываясь на мир, отдавая Ему всего себя, служить Богу.
Но такого совершенства достигают лишь немногие на земле. Вряд ли посвящена Господу каждая овца из стад наших, каждый вол, каждое копыто, все наше достояние, дабы все наше добро могло служить жертвою, угодною Господу Богу. К сожалению, мы часто видим, что власть над всеми благами духовными и недуховными, которыми мы располагаем, скорее находится в руках фараона, нежели в руках Творца нашего. Примером сказанному могут служить страшные события, происходящие в мире. Все достояния человечества, пока они находятся в Египте, то есть в мире, становятся камнями преткновения и приводят к суду Божьему, тогда как неисчерпаемые блага, которыми обладает жизнь, должны быть источниками благодати для братьев и сестер наших, но не орудием гибели их. Как только мы их, эти достояния, приносим в жертву Богу, из-за них уже не льются более потоки слез и они уже не являются причиной разрушения, но ими Господь оказывает милосердие Свое всему человечеству.
Кто постиг это, тот, видя те испытания, через которые проходит в наше трудное время все человечество, посылает молитвенные вздохи к небу: «Иисус, гряди, не откладывай прихода Своего!»
Слава Всевышнему! Мы видим, что и в наши дни преумножается еще народ Его, не желающий оставлять ни копыта при исходе из плотского Египта, народ, обращающий взоры свои лишь на одну цель – обетованную землю! Эти души познают в действительности, что дает им полное, всеобъемлющее искупление!
Яков КРЕКЕР
Исх. 8:25
Столпы огненный и облачный указывали путь народу израильскому не в пределах Египта, а только в пустыне. Лишь та жизнь, которая отреклась от ветхого прозябания, в присутствии Господа обретает благодать и духовное общение с Ним. Это дивное общение с Иисусом Христом стало доступным апостолу Павлу лишь тогда, когда он был распят для мира и мир был распят для него. Оно легло в основу всего последующего его плодотворного служения Спасителю. Пока мы не осознаем, что распяты для мира, все мирское постоянно будет предъявлять нам свои требования. Только в жизни «распятой» мир перестает иметь значение; он лишается своих прав у подножия Креста, далее власть его не распространяется; по ту сторону Креста мир бессилен в жизни воскресших со Христом распятым.
Символ власти
Фараон, этот символ власти ветхого человека, пуще всего опасался ухода народа израильского из пределов Египта. Когда он убедился в том, что, несмотря на применение насилия, все более и более утрачивает власть над народом израильским, то изменил приемы и вступил на путь кажущихся уступок: «Пойдите, принесите жертву Богу вашему в сей земле» (Исх. 8:25).
Эти уступки были, с точки зрения фараона, весьма значительны, но с точки зрения Господа Бога – совершенно недостаточны.
В глазах каждого египтянина жертвоприношение чужому Богу было поруганием и осквернением родной земли, так как у них религия выражалась в почитании фараона, в преклонении перед божеством фараона. Поэтому жертву приносили обязательно фараону как «сыну Бога на земле». Посему разрешение, данное фараоном Израилю, глубоко возмущало египтян: в пределах Египта он позволил чужому народу воздвигнуть алтарь и приносить жертвы чужому Богу!
Но избавление Израиля не могло осуществиться в стране, обреченной на кару судом Божиим. Израиль мог осуществить общение с Господом Богом только после того, как он достиг противоположного берега Чермного моря, то есть в стране, в которой он вынужден был жить лишь верой. Египет в переносном смысле является нашим собственным «я», постоянно борющимся против Господа Бога; это страна собственных усилий и отчужденности от Бога, жизни вне Его влияния.
Египет и пустыня
Полноводная река Нил была источником жизни и процветания страны, по которой он протекал; благодаря ему поля Египта не нуждались в дарах Божиих: росе и дожде. В переносном смысле опять-таки картина жизни человека, опирающегося на собственную мощь. Ибо для нас становится Египтом, страной, держащей нас в плену, не столько мир окружающий, сколько мир, живущий в нас. Напротив, пустыня была для Израиля страной веры и милосердия Божия. В ней не существовали поля и земли, на которых человек мог трудиться, которые он мог вспахивать и орошать. В пустыне приходилось есть манну небесную. Там для народа израильского не было ни источников пресной воды, ни рек, у которых можно было бы расположиться и утолить жажду. В пустыне были источники лишь горьких вод. И только Бог мог их чудом превратить в воды пресные. Таким образом, утолить свою жажду в пустыне Израиль мог лишь водой, которую Господь Бог Сам давал ему, а не той, которую народ находил. Какая это чудная картина бессилия человека – картина полной зависимости его от Бога!
Освобождение
Мы называем обращением, рождением свыше, то переживание человека, которым он освобождается от ветхой жизни во плоти и переходит в сознательную зависимость от Бога. Такая новая жизнь в Господе зарождается, как и всякая жизнь в природе. И для народа израильского при исходе из Египта наступил такой час начала новой жизни. Постигшие Египет кары сделали возможным освобождение Израиля. Мы видим, что воскресению к новой жизни всегда предшествует осуждение Богом ветхой жизни. Но человек по плоти ничего так тщательно не избегает, как освобождения от порабощения его души и отдачи себя в полную зависимость Господу Богу. Все, кто когда-либо стоял у тесных ворот новой жизни, знают, на какие уступки соглашается наш ветхий человек, в то время как душа наша алчет свободы от его гнета и изнывает, стремясь к общению с Богом.
Но, к сожалению, мы видим, что не все, стоящие таким образом у порога новой духовной жизни, отвечают врагу подобно Моисею: «Нельзя сего сделать» (Исх. 8:26). Мы не допускаем ограничения предначертаний Господа! Как много людей задерживаются на полдороге, подчиняясь собственному «я», несмотря на искреннее желание вкусить общение с Богом, Которому они, однако, воздвигают алтарь не в пустыне, а в Египте, стране собственных усилий. Они доступны религиозному настроению, даже, может быть, в обществе перед другими людьми заступаются за веру и Слово Божие, но личная жизнь их ограничилась этим отношением к Господу. Они не превратились в новую тварь перед лицом Божиим. Ибо на почве собственных усилий нельзя достичь истинного общения с Господом, приблизиться к Нему.
В стране же египетской всякое поклонение и жертвоприношение Богу превращается в пустой обряд, в выражение благочестивого настроения, чуждого личному соприкосновению с Самим Господом.
Столп огненный – символ Креста – светит нам и указывает путь лишь по ту сторону Чермного моря. Свобода Духа нам открывается только на высоте Голгофы. У подножия Креста ветхий человек слышит и видит, что он осужден и обречен на кару, но тут же и воскресает к новой жизни в Духе, могущей воплотить в себе общение с Богом. Да последует каждая ищущая мир душа примеру апостола Павла: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего... я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью» (Гал. 1:15–16).
Когда Моисей не согласился на предложения фараона, последний в своих уступках пошел дальше. И обратился к Моисею и Аарону со словами: «Я отпущу вас принести жертву Господу Богу вашему в пустыне, только не уходите далеко».
Мы видим, что фараон более не ставил препятствий отправлению богослужения израильтянами в пустыне, как они этого требовали от него, но тем не менее пытался держать молящихся как можно ближе к своим владениям – Египту.
Фараон в предложенных им уступках Израилю показал свое коварство. Так как ему не удалось предотвратить обращения Израиля к Господу, он, по крайней мере, хотел задержать духовный рост его. Ему было ясно, что вблизи границ Египта народ Израиля не сможет освободиться от ига фараона. Кто не полностью порывает с прозябанием ветхого человека, тот никогда не дойдет до намеченной цели – жизни новой. Вечное блуждание у границ Египта никогда не даст доступа в страну свободы духовной, куда Господь стремится нас ввести.
Порабощение законом
С постижением этой истины нам становится ясным, отчего все апостолы придавали столь огромное значение духовному росту верующих. Апостол Павел не переставал молиться об обращенных детях Божиих, дабы они были преображены в образ небесного Создателя их. И когда он опасался, что кто-либо из верующих останется под влиянием соблазна, связанным с ветхой жизнью, он прилагал все усилия и весь свой авторитет, чтобы вырвать чадо Божие из этого состояния.
Мы это видим на примере с галатами. Они думали, что должны вернуться к Закону Моисея, несмотря на то, что обратились к Иисусу Христу и имели жизнь новую. Они еще не поняли, что закон, написанный на скрижалях из камня для жизни в плоти, не мог иметь силы в жизни новой. Христос – закон жизни воскресшего человека, посему апостол Павел обращается к галатам: «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?..» (Гал. 4:9).
«Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства... Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал. 5:1, 4).
Опыт многих поколений христиан показывает, что общение души с Богом всегда прерывалось тогда, когда она, душа, допускала порабощение законом. Тогда христианин, до тех пор руководимый в жизни Духом, превращается в раба законности. И в нашем, двадцатом, столетии, как и во времена апостолов, буква закона продолжает убивать дух. Для человека, водимого Духом, уже не важны соображения о том, что позволено или запрещено ветхой жизнью по плоти, важно для него только то, куда ведет его Господь, те цели, которые Он ему поставил. Мы должны быть зависимы не от фараона, а от воли Господа. Дух Его, а не наш ветхий человек, говорит нам, где мы должны остановиться и воздержаться. «Забывая заднее и простираясь вперед», мы стремимся «к цели, к почести вышнего зва-ния Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:13,14), к силе, правам и милостям, уготованным нам в дарованной нам новой жизни...
К совершенству жизни искупленных – вот к чему приводит небесная цель наша – обетованная земля.
Общение с Господом
Когда Моисей отказался идти на предложенные уступки, фараон ожесточился и не отпустил Израиля. Но жизнь, ищущую общения с Богом, никогда нельзя удержать в плену надолго. Чем дольше фараон задерживал выход Израиля в новую жизнь, тем страшнее становились наказания и муки египтян. Это и вынудило наконец фараона в третий раз вызвать к себе Моисея и сказать: «Пойдите, совершите служение Господу, Богу вашему; кто же и кто пойдет?» (Исх. 10:8). Моисей на этот вопрос дал весьма ясный ответ: «Пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими» (Исх. 10:9). «Нет, – ответил фараон, – пойдите одни мужчины и совершите служение Господу, так как вы сего просили» (Исх. 10:11).
Тут фараон придумал новое препятствие к освобождению Израиля: одни взрослые мужчины, без жен и детей, должны были совершить служение Господу в пустыне. Общение с Господом, таким образом, должно было быть уделом части народа, а не силой, проникающей и воодушевляющей весь народ. Но смысл ответа Моисея именно в том и заключается, что это общение не должно касаться лишь части нашей жизни. Каким бы личным и сокровенным делом ни было обращение отдельного чада Божия, плод его – общение с Господом Богом – и есть тот дар милосердия Божия, который Он от сотворения мира уготовил всему человечеству – и иудеям, и язычникам. Тесные врата, ведущие в жизнь вечную, не могут быть открыты только для одного возраста, сословия или же отдельного народа. Бог хочет, чтобы каждый грешник обратился к Нему и жил. Сознательное общение с Господом должно стать уделом всех страждущих, усталых и изнывающих под гнетом собственного «я».
Посему народ верующий всегда и был народом свидетельства. За Моисеем каждое чадо Божие повторяет слова: мы все «пойдем с малолетними нашими и стариками нашими и сыновьями нашими...» (Исх. 10:9) Кто пришел к воскресшему Спасителю – источнику жизни, и пил из Него, тот не может не звать и других к этому ключу вечной силы. Ибо из Него течет вода живая, утоляющая жажду нашей души. Кто знает, что значит в жизни сознание той истины, что Бог любит и ведет нас за руку, тот не может не желать того же самого и для всего мира.
Фараон прогнал от себя Моисея и Аарона, как только они ясно предъявили ему свои требования. Мир всегда отвечает яростными преследованиями на свидетельство чад Божиих о воле Господа. Но тем не менее никогда не замолкнет на устах верующих весть об ищущей грешников любви Божией, примиряющей нас с Господом! (2 Кор. 5:20). И в наши дни сильнее прежнего звучит голос, зовущий нас идти в пустыню, нас всех – молодых и старых, сыновей и дочерей – идти и нести на алтарь Божий наше жертвоприношение с сердцем смиренным, в духе и правде.
Полная свобода
Как бы часто ни выгонял фараон Моисея и Аарона, он был вынужден снова и снова призывать их к себе. Духовная жизнь, зародившаяся однажды в человеке, не дает себя заглушить страданиями и гнетом. Она крушит самые крепкие скалы, пробивает самые толстые стены и выходит к свету. Из повествования о том, что в четвертый раз предложил Моисею фараон, мы видим, с каким упорством ветхая жизнь старается удержать власть над человеком и помешать ему осуществлять жизнь в Духе: «Пойдите, совершите служение Господу, пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами» (Исх. 10:24). Даже это не было полным освобождением Израиля от ига египтян. В переносном смысле это означает, что обращенный человек, возможно, и отдался Богу лично, и внутренняя жизнь его посвящена Спасителю, но земное добро, имущество его он не подчиняет Господу. Он распоряжается им, как и до обращения, подчиняя его не закону любви Христовой, а личным своим целям. В деловых отношениях он допускает соображения мирские.
Но Бог хочет, чтобы человек, посвящая свою жизнь служению Господу, посвятил ее Ему всю без остатка. Чтобы в народе израильском все домочадцы и все, что было достоянием народа, – до последней овцы, до последнего копыта, было приобщено к служению Господу.
Цель Бога
Когда несколько лет назад в одном многочисленном собрании я в своей проповеди развивал эту мысль, то по окончании беседы ко мне обратился один из слушателей, купец, со следующими словами: «Все, что Вы говорили, кажется верным, но совершенно ясно, что Вы о деловом мире и торговле не имеете никакого понятия! Торговое дело останется торговым делом, оно не имеет ничего общего с верой и христианством. Основы христианства, естественно, зиждятся на истинах, заложенных с самого начала, с зарождением веры, а торговое дело ведется не иначе, как по правилам, вытекающим из сущности торговли».
Этот купец, высказавший такую точку зрения, был верующим человеком. Я знал, что он искренне любил Спасителя, но ему, по-видимому, было совершенно чуждо сознание и понимание того, что вся вселенная и вся тварь Божия имеют право на участие в искуплении Спасителя и в усыновлении Божием (Рим. 8:23). Как верно знал Моисей предначертания и волю Бога, когда он ответил фараону: «Пусть пойдут и стада наши с нами, не останется ни копыта; ибо из них мы возьмем на жертву Господу» (Исх. 10:26).
В последних словах мы видим святую цель Господа Бога. Он хочет, чтобы мы со всем нашим домом, со всеми нашими детьми и домочадцами достигли такой высокой ступени духовного развития, на которой не мир, а Сам Господь может употребить нас на Его святое дело. Какое дивное переживание нам дает уже начало такой новой жизни во Христе. Но в какое чудное торжество оно превратится, когда наступит для нас грядущая вечность и когда все, что в нас здесь зародилось с помощью Духа, станет действительностью! Это блаженство предвкушают те из чад Божиих, которые сообразно данному им Господом свету стремятся всей душой, не оглядываясь на мир, отдавая Ему всего себя, служить Богу.
Но такого совершенства достигают лишь немногие на земле. Вряд ли посвящена Господу каждая овца из стад наших, каждый вол, каждое копыто, все наше достояние, дабы все наше добро могло служить жертвою, угодною Господу Богу. К сожалению, мы часто видим, что власть над всеми благами духовными и недуховными, которыми мы располагаем, скорее находится в руках фараона, нежели в руках Творца нашего. Примером сказанному могут служить страшные события, происходящие в мире. Все достояния человечества, пока они находятся в Египте, то есть в мире, становятся камнями преткновения и приводят к суду Божьему, тогда как неисчерпаемые блага, которыми обладает жизнь, должны быть источниками благодати для братьев и сестер наших, но не орудием гибели их. Как только мы их, эти достояния, приносим в жертву Богу, из-за них уже не льются более потоки слез и они уже не являются причиной разрушения, но ими Господь оказывает милосердие Свое всему человечеству.
Кто постиг это, тот, видя те испытания, через которые проходит в наше трудное время все человечество, посылает молитвенные вздохи к небу: «Иисус, гряди, не откладывай прихода Своего!»
Слава Всевышнему! Мы видим, что и в наши дни преумножается еще народ Его, не желающий оставлять ни копыта при исходе из плотского Египта, народ, обращающий взоры свои лишь на одну цель – обетованную землю! Эти души познают в действительности, что дает им полное, всеобъемлющее искупление!
Яков КРЕКЕР
Комментариев нет:
Отправить комментарий