Автор: Джон Фишер
Лидер Мессианской Общины
Существуют различные исторические толкования раввинов, относящиеся к мессианским пророчествам. Мнения относительно одних и тех же мест Библии расходятся: одни считают их содержащими мессианские пророчества, другие относят их к народу Израиля или к определённым историческим личностям и событиям.
Данный труд исследует те точки зрения, согласно которым ключевые места Писания понимаются как предсказания о Мессии и его назначении. Это имеет своей целью показать, что использование этих пророчеств еврейскими авторами Нового Завета не является чем-то тенденциозным. Такой подход и в историческом, и в культурном плане вполне вписывается в общую структуру классического еврейского толкования. Другими словами, эти предсказания традиционно рассматривались как мессианские авторитетными еврейскими источниками и не были специально использованы в свою защиту мессианским сообществом первого столетия.
Основной подход этого труда включает в себя краткое толкование отрывков, относящихся к теме. При этом не ставится цель показать, что такое толкование является единственным правильным, но указать на то, что оно допустимо и имеет право на существование. Обзор раввинских цитат сопровождает каждый отрывок, кроме того, используются цитаты из Талмуда и других раввинских материалов. Эти цитаты используются не для того, чтобы у читателя сложилось впечатление о том, что они являются преобладающей точкой зрения большинства древних мудрецов. С их помощью автор просто хочет показать, что для классических раввинов мессианское понимание этих мест вполне естественно вытекало из библейского текста.
ОБЕЩАННОЕ СЕМЯ
Первый из рассматриваемых отрывков, Бытие 3:15, из числа тех, которые указывают на Мессию косвенно. Текст говорит о Божественно продиктованной вражде. Используемое слово эйва обычно употреблялось, чтобы описать отношения людей, а не отношения между человеком и низшим созданием вроде змеи. Бог, несомненно, является причиной этой вражды. Вовлечёнными сторонами являются змей и женщина, семя женщины и семя змея. И конфликт будет именно между ними: между змеем и женщиной, между семенем змея и семенем женщины. Затем произойдёт нечто неожиданное. Семя, сейчас описываемое как "он" в единственном числе, восстаёт и побеждает змея. Термин, используемый для семени, зера, обозначает потомство или потомков. Однако обычно его употребляют, когда речь идёт о мужчинах, а не о женщинах, как здесь. В современном иврите он обозначает "семя, сперму". Таким образом, его использование в этом контексте имеет необычную, даже сверхъестественную концепцию. Древние раввины, по всей видимости, видели Мессию в этом отрывке. "По просьбе его Бог показал Сатане Мессию; и когда он увидел Его, то затрепетал, упал на лицо своё и вскричал: 'Истинно это Мессия, Который поразит меня'" (Песикта Раббати 3:6) "Это семя произойдёт из другого места. И кто же это? Это царь Мессия". (Быт. Рабба на 19:23)
МЕСТО РОЖДЕНИЯ МЕССИИ
Контекст этого библейского текста (Михей 5:2) говорит о притеснении и порабощении. В 4:11 упоминается осада и говорится о падении израильских правителей. Израиль переживает тяжёлые времена. И в это время отчаяния Бог даёт обетование о Бейт-лехеме (Вифлееме). Тот факт, что Бейт-лехем, а не Иерусалим находится в центре пророчества о родословной Давида, является ещё одним показателем того, с какими трудностями столкнулся Израиль. Иерусалим был царским городом Давида, но правитель должен произойти из Бейт-лехема, и упомянут он в связи с Бейт-Лехемом. Описание правителя, данного Богом Израилю, схоже с тем, что сказано в 1 Цар.16:1. Там Бог говорит Самуилу найти и помазать Давида на царствование в Израиле. Таким образом, отрывок из Михея как бы намекает на связь с Давидом и приобретает мессианский смысл. Четвёртый стих ещё более усиливает это мессианское понимание своим собственным мессианским описанием. Правитель описан как имеющий происхождение или существующий "от века". В Притчах 8:22-23 эта фраза используется, чтобы описать вечность, предшествовавшую сотворению мира. Поэтому Мессия, который произойдёт из Вифлеема, существует целую вечность. По рождению он человек, но происхождение его сверхъестественно.
Несколько древних раввинов также видят Мессию в этом отрывке.Известный средневековый раввин, Давид Кимхи, написал в своём комментарии к пророкам: "Хотя ты и мал между тысячами Иудиными, из тебя произойдёт Мне судья, чтобы быть правителем в Израиле; и это царь Мессия". Иерусалимский Таргум (1) добавляет: "Из Вифлеема произойдёт Мне Мессия, чтобы воцариться над Израилем; чьё имя было названо от дней прежних, от дней вечных". С этим соглашается и Таргум Йонатан: "Царь Мессия рождён...откуда Он? Он ответил: 'Из царского дворца в Вифлееме'". Талмуд(2) также относит этот отрывок из Михея к Мессии. (Йома 10a, Санѓедрин 98б)
РОЖДЕНИЕ МЕССИИ
Отрывок книги Исайи 7:14, хотя и является предметом полемики между евреями и христианами, проливает существенный свет на рождение Мессии. Из контекста можно увидеть, что Исайя находится рядом с Ахазом в царском дворе (от 10 ст.). Он предлагает Ахазу в присутствии его домашних и челяди: "Проси себе знамения у Господа". Ахаз отказывается, оправдывая это тем, что не хочет искушать Бога. В этот момент, как видно из текста, Исайя переносит своё внимание с Ахаза на его царский двор, к которому он обращается "Дом Давидов". Это же выражение напоминает о Божьих обещаниях Давиду в рамках договора с ним во 2 Цар.7 и в Псалме 88. От этого стиха и далее до пятнадцатого Исайя постоянно использует множественное число. Поэтому можно прийти к выводу, что он обращается ко всему Дому Давидову, а не только к Ахазу, смотря дальше Ахаза, возможно, как в пространстве, так и во времени. Бог даст знамение потомству Давида, настоящему и будущему. Исайя использует множественное число, чтобы описать это знамение и не возвращается к единственному числу, пока в ст.16 вновь не обращает своё послание Ахазу в данной ситуации.
Термин "знамение" ("от"), по определению, означает знак, предзнаменование, примету, чудо. Он часто используется для обозначения знамения, в котором присутствуют сверхъестественные элементы. В Бытие 9:13-15 радуга является "от", сверхъестественным знамением Божьего намерения и обещания. В различных других обстоятельствах (Чис.14:22, Втор.11:3, 29:3) под этим словом подразумеваются чудеса. В Исходе 10-12 казни также описываются как "от". Таким образом, использование "от" в Исайе 7:14 свидетельствует о том, что рождение этого ребёнка будет в каком-то смысле чудесным; это не обычное рождение.
Использование слова "дева" является предметом наиболее горячих споров. Это "алма", молодая женщина брачного возраста. С другой стороны, "бетула" считается более подходящим термином для описания девственницы. Однако использование этих двух терминов в Писании открывает нам много интересного. В Иоиле 1:8 и Второзаконии 22:19, "бетула" используется для описания замужней женщины! А в Песне Песней Соломона 1:2, 6:8 и в Притчах 30:19 (а также в других местах) слово "алма" описывает девственницу! Термин, относящийся к "алма" в родственных языках (арабском, сирийском, угаритском) никогда не используется для обозначения замужней женщины. (3) Далее, Септуагинта, самый ранний перевод этого текста, переводит "алма" как "парфенос", греческим термином, обозначающим понятие "девственница".И, кроме того, существует подтверждающее свидетельство, основанное на размышлениях раввинов. Почитаемый рабби Раши цитируется в Микраот Гедалот. (4) В этом отрывке он говорит:"Вот алма зачнёт и родит сына и даст ему имя Имануэль. Это значит, что Творец наш пребудет с нами. И это есть знак: та, что зачнёт, будет девой, никогда в жизни не познавшей мужчину. И над ней будет иметь власть Дух Святой".
ВРЕМЯ ЕГО ПРИХОДА
Другой отрывок, подвергающийся живому обсуждению, Даниил 9:24-27, действительно указывает приблизительный срок прихода Мессии. Центральная фигура этого предсказания - "машиах", что обычно переводится как "помазанник" или "мессия". Так как с термином нет артикля, он выступает в роли имени собственного или титула (звания). Термин определяется далее словом "нагид", или "правитель" ("вождь"). Это слово используется, чтобы показать, что Давид является царём, назначенным Богом во 2-ой книге Царств 7:8, где начинается отрывок, описывающий установление Богом договора с Давидом. Данный договор формирует основание для обетований о приходе Мессии. Так как "нагид" следует за "мессией", "мессия" не является прилагательным, определяющим "нагид", но, скорее, наоборот. Поэтому данный отрывок нужно переводить не как "помазанный правитель (вождь)", как делают некоторые, но как "Царь Мессия" или "Мессия, правитель (вождь)".
Упомянутое время, "семьдесят седьмин", правильно переведено как "seventy weeks of years" ("семьдесят недель годов") в Исправленной Стандартной Версии (Revised Standard Version). Взяв за основу отрывки из Иеремии (29:10), 1-ой Паралипоменон (36:21) и Левита (26:34-35), можно прийти к выводу о семилетних периодах, то есть "неделях", состоящих из семи лет. Контекст этого предсказания подводит к такому же переводу. В Данииле 10:2 "дни" добавляются к "седьминам" в тексте на иврите, чтобы указать на обычные недели, состоящие из дней. Это отличает их от тех "седьмин", которые упоминаются в 9 главе. Такое же понимание "седьмин" годов можно найти и в Талмуде. (Санѓедрин 5:1) Тем не менее, приблизительная хронология событий совершенно ясна. Определённый период времени должен пройти от указа восстановить и отстроить Иерусалим до прихода Мессии. После его прихода и его смерти (стих 26, гл.9), Иерусалим и Храм будут разрушены. Ввиду исторического контекста и даты, указываемой Даниилом, речь идёт о Втором Храме. Так как Иерусалим и Второй Храм были разрушены римлянами в 70 году н.э., предсказываемые Даниилом приход и смерть Мессии должны были произойти до 70 года н.э.
Далее, поскольку указ, упомянутый Даниилом, вероятно, является указом Артаксеркса, изданным им на седьмой год правления (Ездра 9:9, см. 7:7), можно с ещё большей точностью определить хронологию событий. Указ мог быть издан в 458 году до н.э. Стих 25 указывает на то, что 483 года (69 "недель") должно пройти до прихода Мессии. Принимая во внимание отсутствие "нулевого" года, приход Мессии ожидался в 26 году н.э. Это вполне согласуется со смертью Иисуса в 30 году н.э. после публичного служения на протяжении дополнительных трёх лет. Мидраш (Быт. Рабба,14.18), рассматривая выражение "праведность вечная" (Дан.9:24), также считает весь этот отрывок относящимся к Мессии: "Что есть праведность вечная? Царь Мессия". Упомянутый средневековый раввин Нахманид (5) добавляет: "Святая Святых (Дан.9:24) - не что иное, как Мессия, освящённый, из сыновей Давида". В другом месте Мидраш (Быт. Рабба 98,3) замечает: "Двум мужам был явлен конец; Иакову, как говорит
Бытие 49:1: "...и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни" и Даниилу: "В то время народ твой получит избавление...Но ты, о Даниил, не открывай слов этих". И даже этим двум мужам было запрещено открывать то, что они знали".
Мудрецы Талмуда также размышляли над мессианским значением предсказания Даниила:"Он (Йонатан бен Узиэль) в дальнейшем пытался при помощи таргума обнаружить скрытый смысл священных писаний*, но раздался бат коль и сказал ему: "Довольно!" В чём причина этого? В том, что дата смерти Мессии предсказана там". (Мегила 3a; см. Санѓедрин 97a) В Талмуде можно найти два очень интересных свидетельства, подтверждающие события, имеющие отношение к смерти Иисуса. "За сорок лет до разрушения Храма жребий (козлов) не выпал на правую сторону; красная верёвка не побелела; западный свет перестал пылать; двери святилища открылись сами по себе". (Йома 39б) "За сорок лет до разрушения Иерусалима Синедрион был изгнан (из Палаты Тёсаных Камней) и расположился на месте, где производилась торговля. (Шаббат 15a) В первом отрывке жребий и верёвка являются частью церемонии Йом Киппура. Открывающаяся сама по себе дверь возвращает нас к завесе, разодравшейся во время смерти Иисуса. Внезапное перемещение Синедриона из Палаты, находившейся возле Храмового жертвенника, можно отнести к тем же событиям. Палата могла быть повреждена во время землетрясения, сопровождавшего смерть Иисуса. Как видно, нет никакого другого исторического события, объясняющего эти обстоятельства.
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ
Возможно, никакое другое мессианское пророчество не является более поразительным по своей точности и в то же время столь часто подвергаемым сомнению, чем пророчество в книге Исайи 52:13-53:12. Многие толкуют это место (решительно отстаивая своё мнение) как относящееся либо к народу Израиля, либо (реже) к самому Исайе. Тем не менее, вероятнее всего, отрывок не имеет в виду ни первое, ни второе. Стихи, из которых состоит вступление к этому отрывку, (52:13-15) описывают некую личность, называемую Божьим слугой. В будущем этот Божий слуга будет возвышен и приветствуем. Эта картина вполне сопоставима с 42:1 и далее, где Исайя описывает Мессию. Однако здесь, в главе 52, слуга проходит через грубые унижения и оскорбления, и именно они предшествуют его вознесению, а результатом его страданий является очищение (или искупление) многих людей.
В первых стихах 53 гл. (стихи 1-3) пророк явно описывает какого-то человека. Чтобы показать это, Исайя использует личное местоимение в единственном числе. Народ в целом скорее отвергает данного человека, который в предыдущем отрывке изображён как Мессия, чем приветствует его. Стих 8 говорит о "Моём народе". Это выражение традиционно обозначает Израиль. Если весь отрывок говорит об Израиле, тогда выражение "Мой народ" в этом стихе становится бессмысленным. Здесь описывается, как некто умирает за грехи Израиля ("Моего народа"). Стих 9 говорит о слуге Мессии, что он "не сделал греха" и "не имел лжи в устах Своих". Конечно же, этого нельзя сказать об Израиле (29:13) или о каком-то другом народе в таком смысле. Термин для "жертвы умилостивления" в ст.10 - "ашам". Согласно Левиту 5, эта жертва, как и другие, должна быть совершенной, без порока. И опять, ни один народ (человек) не подходит под данное определение (см. 65:1-7). Все свидетельства указывают на то, что предметом этого пророчества является невинная личность, Мессия. И Мессия умирает, чтобы искупить свой народ. В пятом стихе сказано, что он "изъязвлён" ("халал") за их грехи. Его принесение в жертву самого себя является частью Божьего плана (ст.6,10). И в результате этого он понесёт "грехи их на себе" и оправдает их перед Богом (ст.10-11). Это свершилось через его смерть (ст.8) и погребение, которое "было назначено со злодеями, но произошло у богатого" (ст. 9). В заключительной части есть даже намёк на воскресение Мессии. После его смерти и погребения его жизнь продлилась, он видит своё "потомство" и "воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его" (ст.10).
Существует значительное количество раввинских комментариев, подтверждающих мессианское толкование Исайи 53.Таргум Йонатан утверждает о 52:13: "Вот Мой слуга Мессия будет благоуспешен; он возвысится и вознесётся, и возвеличится". Талмуд (Санѓедрин 98б) добавляет: "Мессия, каково его имя?... Раввины говорят "прокажённый". Некоторые раввины утверждают "больной", ибо сказано: "Он понёс наши болезни" (Иса.53:4) Мидраш (Руфь Рабба на 2:14) соглашается с этим. "Он говорит о Царе Мессии: 'Приди сюда, приблизься к трону; и ешь хлеб, хлеб царства; и погрузи свою пищу в уксус (Пс. 68:22)'. Это относится к его наказанию, ибо сказано: 'Но он изъязвлён был за
грехи наши и мучим за беззакония наши'". И снова Таргум (Иерусалимский Таргум на 53:12) отмечает: "Он, Мессия будет ходатайствовать за грехи человека и непослушание его, и человек будет прощён ради него". Даже древняя молитва "Оз М'лифнай Б'решит", являющаяся частью дневного служения, проводимого в Йом Киппур, включает в себя размышление над этим отрывком. "Наш праведный Мессия оставил нас. Мы поражены ужасом, и нет никого, кто бы оправдал нас. На плечах своих понёс он наши грехи и в ранах его обрели мы прощение. О, Вечный, сотвори его заново. С Сеира да придёт Искупитель, и с горы Ливанской да провозгласит он искупление второй раз через слугу Твоего".
Еврейский учёный Рафаэль Лёве (6) указывает: "Сохранившиеся еврейские толкования вплоть до конца Аморейского периода (500 н.э.) предполагают, что в то время зачастую считалось (возможно, это даже было общепринятым мнением), что личность, о которой идёт речь, - это Мессия". Намного позже раввин тринадцатого века Моше Коэн Ибн Криспин выразил недовольство теми толкованиями Исайи 53, которые относят это пророчество к Израилю. Он описывает их (7) как: "...подчинённые упрямству собственных сердец и своему собственному мнению; я же хочу толковать
праша (отрывок) в согласии с учением наших раввинов, как говорящий о царе Мессии...и оставаться верным буквальному смыслу. Так я буду свободен от натянутых, неестественных толкований, в которых виновны другие"
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА МЕССИИ
Одно из самых поразительных описаний Мессии можно найти в Исайе 9:6-7. Стих 7 изображает Мессию и его правление словами, которые обычно использовались в среде пророков. Но ранее этому "младенцу" даются довольно необычные титулы (ст.6). Они предстают перед нами, как бы сгруппированные в пары, образуя четыре различных титула. Во-первых, Мессия назван "Чудным". Еврейское слово пеле описывает чудо, таинственное действие Бога, нечто, находящееся вне человеческого понимания (см. Пс.77:12). В Судьях 13:18 Ангел Господень отвечает на вопрос об своем имени: "Моё имя чудно". Другими словами, он чудесен по своей природе, полон тайны, и не может быть охарактеризован или назван никаким человеческим именем. Сверхъестественный подтекст этого описания был признан Маноем, который замечает впоследствии (стих 22): "...верно, мы умрём, ибо видели мы Бога". "Советник" (йо'ец) воплощает в себе мудрость и разум, часто имеющие божественную природу. В другом месте Исайи (28:29) Бог описан так: "И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его". Следующая фраза, "Бог крепкий", является довольно серьёзным притязанием. Эль, Бог, является сокращённой формой слова, обозначающего Бога. Гибор описывает Его силу или власть. Эта же фраза, эль гибор, используется для обозначения Бога в следующей главе (10:21; см. Иер.32:18). Третья фраза "ави ад" - "Отец вечности" не менее впечатляюща. Исайя обращается к Богу (63:16): "...Ты, Господи, - Отец наш, от века имя Твоё...". Он также описывается как "вечно живущий" (ад)" (Исайя 57:15). И последнее определение, "Князь мира (покоя - прим. пер.)", "сар шалом", является относительно простым. Оно показывает, что Мессия является правителем, чьё царствование характеризуется миром, благоденствием и гармонией (т.е. шалом). Это традиционное описание правления Мессии. В соответствии с общепринятым древним семитским пониманием, фраза: "и нарекут имя ему" указывает на определённые качества Мессии, его характер или природу. Таким образом, эти титулы указывают на то, что природа его божественна. Подобное высокое мнение о Мессии отражено также в целом ряде классических еврейских толкований. Таргум Йонатан утверждает: "И нарекут имя Ему от веков, Чудесный Советник, Бог Крепкий, Тот, Кто живёт вечно, Мессия, в чьи дни воцарится мир".
Мидраш (Мидраш Мишле 57а) добавляет: "Мессия назван восьмью именами: йинон, цемах, пеле, йо'ец, машиах, эль, гибор и ави ад шалом" Мессия также описан в Иеремии 23:5-6, где ему дано имя "ГОСПОДЬ - оправдание наше", снова указывающее на его сверхъестественную природу. Мидраш (на Плач Иерем.1:16) принимает это во внимание и комментирует: "Каково имя Царя Мессии? Рабба Абба, сын Каханы, говорит: 'ГОСПОДЬ - имя его, ибо написано: "...вот - имя его, которым будут называть его: "ГОСПОДЬ - оправдание наше" "Талмуд (Бава Батра 75б) также отмечает, что одним из имён Мессии является "ГОСПОДЬ - оправдание наше".
КАЗНЬ МЕССИИ
Псалом 21 представляет собой наглядное описание казни Мессии. Кости его рассыпались (ст.15). Вода, содержавшаяся в его теле, высохла; он обезвожен (ст.15,16). Он окружён врагами, которые бросают жребий, деля между собой его одежду, в то время как он умирает (ст.17-19). И чтобы ещё большим было его унижение, он раздет донага (ст.18). Все эти описания удивительно подходят к описанию казни посредством распятия, которой не существовало до времён римской империи и которая появилась только спустя много веков после написания этого псалма.Но, возможно, наиболее поразительным является стих 17. Однако с ним связана текстуальная проблема. Здесь существует два основных варианта прочтения, которые могут радикально повлиять на перевод: ка'ари или ка'ару. Первый вариант имеет следующее значение: "Как лев руки мои и ноги мои". Второй: "Пронзили руки мои и ноги мои". Разница между двумя вариантами заключается в разнице между йуд и вав, которые на вид очень мало отличаются друг от друга. Существуют манускрипты в поддержку и того и другого варианта чтения, хотя переводы (напр., Сирийский, Септуагинта) говорят в пользу вав.
Принимая во внимание наличие большого количества образов животных в контексте, переписчик мог легко прочесть йуд вместо вав. Но обратная трансформация не может быть объяснена столь же просто. Далее, структура с йуд несколько неполная, так как нет глагола, являющегося частью этой фразы, и значение фразы не совсем понятно. Ка'ару, "они пронзили", происходит от глагола кара, который чередуется с кор, и в результате получается ка'ару. Чередование кара и кор является довольно распространённым видом чередования. Глагол в 17 стихе приведён в полной форме (включён алеф), в результате получается перевод "они пронзили", в пользу которого свидетельствуют основные переводы. В своей еврейской грамматике Гезений (Gesenius) замечает, что ка'ару является неправильным деепричастием от слова кара, стоящим во множественном числе. Древний раввинский источник Песикта Раббати использует слова из этого псалма для описания Мессии. "Священный, да будет благословен Он, начал рассказывать ему об условиях и сказал ему: 'Те, кто скрыты с тобой, их грехи в будущем загонят тебя в железное ярмо... И из-за грехов их твой язык прильнёт к гортани твоей'". (161a-б) "Раввины говорили, что когда придёт сын Давида, люди возложат железное ярмо на него, такое тяжёлое, что он согнётся под его тяжестью. Он возопит и заплачет...'Сила моя иссохла, как черепок' (ст.16). Затем Бог отвечает: 'Ефрем, мой праведный Мессия, давно возложил ты это на себя, от шести дней создания. Да будет твоя боль как Моя". (162а) Мидраш (на Псалом 21) цитирует то же место.
ВОЗВРАЩЕНИЕ МЕССИИ
В контексте, описывающем приход Мессии на землю в качестве завоевателя и события, сопровождающие это (Захария 12-14), есть отрывок, в котором говорится о том, как можно узнать его. Это будут времена напряжённости и беспорядков; времена, когда Бог будет сражаться с врагами Израиля и укреплять его лидеров (12:6-8). И вот посреди всего этого должен прийти Мессия и излить "дух благодати и умиления". Это мессианское описание можно найти и у других пророков (напр., Иоиль 2:28 и далее; Езек. 36:25-28; 59:20-21). Когда придёт Мессия, его сначала узнают, а потом о нём будут скорбеть. И эта скорбь кажется весьма странной, так как, казалось бы, люди должны радоваться и ликовать. Объяснение это можно найти в описании Мессии - "тот, которого пронзили". Другими словами, когда придёт Мессия, люди воочию увидят пронзённое, избитое тело, запечатлевшее раны, полученные в его предыдущий приход (см. Пс.21 и Исайя 53)! Не удивительно, что люди будут рыдать, сожалея о своём предыдущем непонимании и той слепоте, что помешала им узнать его. В некоторых переводах стих 10 читается немного по-другому. Они переводят его как: "Они воззрят
на меня за каждого, кто был пронзён". Но это неестественный, натянутый перевод эт ашер. Более естественное его значение - "которого", что настойчиво выражается его связью с эт. Талмуд (Сука 52a) правильно переводит его, когда цитирует этот стих и связывает его с Мессией. "Ясно, что это скорее всего относится к Мессии бен Йосефу (8), который был убит, и тогда мы понимаем весь стих, который говорит: 'Они воззрят на меня, которого пронзили'".
Библейский учёный шестнадцатого века и главный раввин Сафеда Моше эль Шейх комментирует так (9): "И я сделаю также третье, и вот оно: 'они воззрят на меня', они поднимут свои глаза на меня в совершенном покаянии, когда увидят того, которого пронзили, Мессию, сына Йосефа; ибо наши раввины, да будет благословенна их память, сказали, что он возьмёт на себя грехи Израиля...за его грехи он умер; и когда они увидят в этом совершенное искупление, они покаются и воззрят на Благословенного".
Великий раввин, толкователь и грамматист 12-го столетия, Ибн Эзра, соглашается с таким толкованием. "Все язычники воззрят на Меня, чтобы увидеть, что Я сделаю с пронзившими Мессию, сына Йосефа". Заключительные размышления, намекающие на "второе пришествие" Мессии можно найти в Мидраше (Чис. Рабба на 11:2)
"И последний искупитель будет подобен первому. Первым искупителем был Моисей, явившийся им, а затем исчезнувший...Последний искупитель так же явится им, а затем исчезнет...Ибо он исчезнет с их глаз, а затем опять явится им".
ПОСТУПЬ МЕССИИ
Как показало предыдущее обсуждение, мессианское толкование этих ключевых мест является вполне обоснованным. На протяжении столетий традиционные еврейские толкователи объясняли их именно так. И сами тексты дают все основания для подобного объяснения. Мессианское понимание этих Писаний, таким образом, не является натянутым или искажённым толкованием, вложенным в них мессианской общиной первого века и авторами Нового Завета. Оно естественно вытекает из Писаний и их еврейского контекста.
Эти места Писания сообщают много конкретных фактов о Мессии, которого они предсказывают: его рождение в Вифлееме его рождение девственницей его приход перед разрушением Второго Храма его смерть и воскресение как искупление за грехи его казнь путём распятия его сверхъестественную природу его возвращение на землю Древние раввины часто говорили о "поступи Мессии". Они чувствовали, что наступит такое время, когда его приход будет настолько близок, что чувствительные люди смогут "услышать" его шаги. Однако усердные люди также смогут ощутить "поступь" Мессии. Сравнивая мессианские пророчества Писания и то, что сообщают Евангелия об Иисусе, те, кто ищут, могут увидеть следы Мессии в истории. Как продемонстрировал один из авторов, статистическая вероятность того, что человек может выполнить все пророчества, выполненные Иисусом, 10 в минус 157-ой степени, то есть после нуля целых будет стоять 157 нулей и единица! (10) Возможно, это поколение сможет не только увидеть отпечатки следов Мессии, но и услышит сами шаги.
БИБЛИОГРАФИЯ
Обсуждение содержания, дат и версий таргумов, см. M. McNamara, TARGUM AND TESTAMENT (Irish University Press)
Введение к Талмуду, Мидраш, и другие сходные материалы, см. A. Stensaltz, THE ESSENTIAL TALMUD (Bantam Books), or H. Strack, INTRODUCTION TO TALMUD AND MIDRASH (Atheneum). См., напр., E. J. Yong, COMMENTARY ON ISAIAH (Eerdmans Publishing Co.) Это традиционное еврейское издание Библии, часто описываемое как Раввинская Библия, потому что оно включает в себя текст, таргум и средневековые комментарии, как, напр., Раши.
Цитируется К. Шоттеном (C. Shotten), HORAE HEBRAICAE ET TALMUDICAE, vol. 2, p.17.In H. Orlinsky, ed., THE FIFTY-THIRD CHAPTER OF ISAIAH ACCORDING TO THE JEWISH INTERPRETERS, vol.2, p.17.
Цитируется в S. R. Driver and A. Neubauer, THE SUPERNATURAL SERVANT OF ISAIAH, pp.199-200. Древние раввины говорили о двух Мессиях, один из них должен был понести страдания, а другой - править. Страдающего Мессию называли Сыном Йосефа, по имени библейского Иосифа, пострадавшего, будучи
невинным.
Цитируется в D. Baron, THE VISIONS AND PROPHECIES OF ZECHARIACH, p.442 См. P. Stoner, SCIENCE SPEAKS (Moody Press).
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ
Существует несколько книг, не очень хорошо известных и не очень доступных, но весьма полезных.
R.Frydland, WHAT RABBIS KNEW ABOUT THE MESSIAH, Messianic Literature Outreach, Columbus, OH
R.Santala, THE MESSIANIC PROPHECIES OF THE OLD TESTAMENT IN THE LIGHT OF RABBINIC WRITINGS, Keren Ahvah Meshihit,
Jerusalem.
B. Yellin, MESSIAH: A RABBINIC AND SCRIPTURAL VIEWPOINT, Congregation Roeh Israel, Denver.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Одно из самых подробных описаний страдающего Мессии можно найти в сборнике Мидрашей Песикта Раббати:Наши раввины говорили: Нет конца страданиям, которым он подвергается в каждом поколении за грехи каждого поколения. И говорит Господь: "...во время благоприятное Я услышал тебя, и в день спасения помог тебе..." ("в этот час Я обновил тебя и уже не поражу более") "Всё благо, что сделаю Я тебе, сделаю по заслугам Мессии, который был сокрыт все эти годы. Он праведен и полон спасения"
(Зах.9:9). Таков Мессия, признающий, что суд Божий над Израилем праведен, когда они смеются над ним, сидящим в тюрьме: поэтому он назван "праведным". Почему же он назван "полным спасения" или "спасающим"? Потому что он говорит: "Все вы дети мои". Разве не спасены вы все милостью Божьей? "Страдающий, восседающий на осле". Таков Мессия. Почему он назван страдающим? Потому что он страдал все эти годы в тюрьме, а преступники Израиля смеялись над ним. Почему он восседает на осле? Потому что у преступников нет заслуг, ...но за его заслуги Бог охраняет их и выводит их на ровную дорогу, и искупает их... "В Твоём свете мы увидим свет". Что же это за свет, которого ждёт община Израиля? Свет Мессии, ибо сказано: "И увидел Бог свет, что он хорош". Бог посмотрел на Мессию и дела его до сотворения мира и спрятал свет для Своего Мессии и его потомства под престол Своей славы. И тогда Сатан сказал Богу: "Господь миров, для кого этот свет, спрятанный под Твоим престолом славы? " И ответил Бог: "Для того, кто повергнет тебя в прах". И сказал Сатан: "Покажи его мне". И ответил Бог: "Приди и увидишь его". И увидел его Сатан, и устрашился, и упал на лице своё, и сказал: "Истинно, это Мессия, который изгонит меня и всех князей мира в ад". В тот же час все народы собрались вместе и сказали Богу: "Кто это, в чьи руки мы преданы, каково его имя и превосходство? " И сказал Бог: "Это Мессия и имя ему Ефрем, Мессия Моей праведности". (Иерем.31:9)... Затем Бог начинает торг с Мессией и говорит ему: "Беззакония душ этих, стоящих за тобой и в будущем введущих тебя под ярмо железное, и сделают они тебя тельцом, чьи глаза тусклы, и сдавят ярмом дыхание твоё, и язык твой пробьёт щеку твою. Примешь ли ты это?" И вопросил его Мессия: "Много ли лет продлится эта мука?" Ответил Бог: "Семь лет Я установил. И если душа твоя опечалилась, Я немедленно изгоню их". На это ответил Ему Мессия: "С радостью сердца и души приму я всё это, но с условием, что ни один из Израиля не будет потерян. И не только живущие будут спасены в день мой, но и покоящиеся в прахе, и не только они, но и те, кто умер от дней Адама до дня сего, и не только они, но и умершие от выкидыша и убитые абортом, не только они, но и те, кого Ты хотел сотворить, но не сотворил. На этих условиях я готов"... Когда появится сын Давида, принесут ему железную перекладину (дышло) и возложат его на шею ему, пока скелет его не согнётся. И заплачет он и зарыдает, и возвысится голос его. И скажет он Богу: "Насколько же велик дух мой, и сила моя, и члены мои? Разве я не из плоти и крови?" И ответит ему Бог: "Ефрем, Мессия Мой праведный, от века принял ты это всё, во времена сотворения мира. И да будет твоя боль как Моя, ибо со дней, когда нечестивый Навуходоносор сжёг Храм Мой и отправил детей моих в изгнание среди народов, твоей жизнью и головой Моей не возвысил Я трон мой. Если ты не веришь в это, посмотри на росу на голове Моей. (Кант. 5:2) И скажет тогда Мессия: "Умиротворён я. Для слуги достаточно быть, как господин его". ...И придёт время в Нисан месяц, и скажут старейшины: "Ефрем, наш праведный Мессия, хотя мы и потомки твои, велик ты над нами. Ибо понёс ты грехи детей наших и подвергся столь тяжёлому наказанию, какого не вынесли бы ни прошедшие, ни будущие поколения, и сносил насмешки и поругание народов ради Израиля, и пребывал ты во тьме, и глаза твои не видели света. Кожа твоя присохла к костям, и тело твоё иссохло и завяло подобно дереву, и глаза твои потемнели от поста, и силы твои высохли, как черепок, и всё это обрушилось на тебя за грехи детей наших. Это твоя воля, чтобы дети твои познали блаженство, которое Бог хотел дать им с избытком. Возможно ли, что из-за боли, которую ты испытал полной мерой ради них и из-за своего пребывания связанным в темнице, душа твоя не может обрести покоя из-за них? " И ответит Мессия: "Старейшины, всё, что свершил я, свершил я ради вас и детей ваших, и в вашу честь и их, чтобы они насладились блаженством, которое Бог хочет дать им с избытком". И ответят они: "Да умиротворится душа твоя, ибо умиротворил ты душу Творца и наши души". (146б, 159б, 161a-161б, 162a, 162б-163a)
Другой Мидраш (Исх. Р. 15:21) содержит детальное описание Мессианской эры и её влияния на мир: "Десять вещей Святой, да будет благословен Он, обновит в Будущем. (1) Он озарит мир, ибо сказано: "Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны - светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом..." (Исайя 60:19) Сможет ли тогда человек смотреть на Святого, да будет благословен Он? Но что же Он сделает с солнцем? Он осветит его сорока девятью частями света, ибо сказано: "И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней..." (Исайя 30:26) И даже когда человек будет болен, Святой, да будет благословен Он, прикажет солнцу принести ему исцеление, ибо сказано: "А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт Солнце правды и исцеление в лучах Его. (Мал.4:2) (2) Из Иерусалима потечёт живая вода, и каждый, у кого есть недуг, найдёт там исцеление, ибо сказано: "...и куда войдёт этот поток, всё будет живо там". (Иезек.47:9) (3) Деревья будут приносить плод каждый месяц, "...плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание". (Иезек 47:12) (4) Все разрушенные города будут отстроены, и в мире не останется пустынного места. Даже Содом и Гоморра будут восстановлены в Грядущем мире, ибо сказано: "И сёстры твои, Содома и дочери её, возвратятся в прежнее состояние своё". (Иезек.16:55) (5) Он отстроит Иерусалим из сапфиров, ибо сказано: "...и сделаю основание твоё из сапфиров...". (Исайя 54:11) и "И сделаю окна твои из рубинов..." (Ис.54:12), и камни эти воссияют, как солнце, и придут идолопоклонники и воззрят на славу Израиля, ибо сказано: "И придут народы к свету твоему..." (Исайя 60:3). (6) И мир воцарится над природой, ибо сказано: "И корова будет пастись с медведицею..." (Исайя 11:7). Он соберёт всех скотов, птиц и гадов и заключит завет между ними и Израилем; ибо сказано: "И заключу в то время для них союз с полевыми зверями..." и т.д. (Ос.2:18). Плач и стенания прекратятся в мире: "...и не услышится в нём (Иерусалиме) более голос плача и голос вопля". (Исайя 65:19) (9) В мире не станет смерти, ибо сказано: "Поглощена будет смерть навеки...". (Исайя 25:8) Не станет более воздыханий, стонов и скорби, все будут счастливы, ибо сказано: "И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием". (Исайя 35:10).
источник
Лидер Мессианской Общины
Существуют различные исторические толкования раввинов, относящиеся к мессианским пророчествам. Мнения относительно одних и тех же мест Библии расходятся: одни считают их содержащими мессианские пророчества, другие относят их к народу Израиля или к определённым историческим личностям и событиям.
Данный труд исследует те точки зрения, согласно которым ключевые места Писания понимаются как предсказания о Мессии и его назначении. Это имеет своей целью показать, что использование этих пророчеств еврейскими авторами Нового Завета не является чем-то тенденциозным. Такой подход и в историческом, и в культурном плане вполне вписывается в общую структуру классического еврейского толкования. Другими словами, эти предсказания традиционно рассматривались как мессианские авторитетными еврейскими источниками и не были специально использованы в свою защиту мессианским сообществом первого столетия.
Основной подход этого труда включает в себя краткое толкование отрывков, относящихся к теме. При этом не ставится цель показать, что такое толкование является единственным правильным, но указать на то, что оно допустимо и имеет право на существование. Обзор раввинских цитат сопровождает каждый отрывок, кроме того, используются цитаты из Талмуда и других раввинских материалов. Эти цитаты используются не для того, чтобы у читателя сложилось впечатление о том, что они являются преобладающей точкой зрения большинства древних мудрецов. С их помощью автор просто хочет показать, что для классических раввинов мессианское понимание этих мест вполне естественно вытекало из библейского текста.
ОБЕЩАННОЕ СЕМЯ
Первый из рассматриваемых отрывков, Бытие 3:15, из числа тех, которые указывают на Мессию косвенно. Текст говорит о Божественно продиктованной вражде. Используемое слово эйва обычно употреблялось, чтобы описать отношения людей, а не отношения между человеком и низшим созданием вроде змеи. Бог, несомненно, является причиной этой вражды. Вовлечёнными сторонами являются змей и женщина, семя женщины и семя змея. И конфликт будет именно между ними: между змеем и женщиной, между семенем змея и семенем женщины. Затем произойдёт нечто неожиданное. Семя, сейчас описываемое как "он" в единственном числе, восстаёт и побеждает змея. Термин, используемый для семени, зера, обозначает потомство или потомков. Однако обычно его употребляют, когда речь идёт о мужчинах, а не о женщинах, как здесь. В современном иврите он обозначает "семя, сперму". Таким образом, его использование в этом контексте имеет необычную, даже сверхъестественную концепцию. Древние раввины, по всей видимости, видели Мессию в этом отрывке. "По просьбе его Бог показал Сатане Мессию; и когда он увидел Его, то затрепетал, упал на лицо своё и вскричал: 'Истинно это Мессия, Который поразит меня'" (Песикта Раббати 3:6) "Это семя произойдёт из другого места. И кто же это? Это царь Мессия". (Быт. Рабба на 19:23)
МЕСТО РОЖДЕНИЯ МЕССИИ
Контекст этого библейского текста (Михей 5:2) говорит о притеснении и порабощении. В 4:11 упоминается осада и говорится о падении израильских правителей. Израиль переживает тяжёлые времена. И в это время отчаяния Бог даёт обетование о Бейт-лехеме (Вифлееме). Тот факт, что Бейт-лехем, а не Иерусалим находится в центре пророчества о родословной Давида, является ещё одним показателем того, с какими трудностями столкнулся Израиль. Иерусалим был царским городом Давида, но правитель должен произойти из Бейт-лехема, и упомянут он в связи с Бейт-Лехемом. Описание правителя, данного Богом Израилю, схоже с тем, что сказано в 1 Цар.16:1. Там Бог говорит Самуилу найти и помазать Давида на царствование в Израиле. Таким образом, отрывок из Михея как бы намекает на связь с Давидом и приобретает мессианский смысл. Четвёртый стих ещё более усиливает это мессианское понимание своим собственным мессианским описанием. Правитель описан как имеющий происхождение или существующий "от века". В Притчах 8:22-23 эта фраза используется, чтобы описать вечность, предшествовавшую сотворению мира. Поэтому Мессия, который произойдёт из Вифлеема, существует целую вечность. По рождению он человек, но происхождение его сверхъестественно.
Несколько древних раввинов также видят Мессию в этом отрывке.Известный средневековый раввин, Давид Кимхи, написал в своём комментарии к пророкам: "Хотя ты и мал между тысячами Иудиными, из тебя произойдёт Мне судья, чтобы быть правителем в Израиле; и это царь Мессия". Иерусалимский Таргум (1) добавляет: "Из Вифлеема произойдёт Мне Мессия, чтобы воцариться над Израилем; чьё имя было названо от дней прежних, от дней вечных". С этим соглашается и Таргум Йонатан: "Царь Мессия рождён...откуда Он? Он ответил: 'Из царского дворца в Вифлееме'". Талмуд(2) также относит этот отрывок из Михея к Мессии. (Йома 10a, Санѓедрин 98б)
РОЖДЕНИЕ МЕССИИ
Отрывок книги Исайи 7:14, хотя и является предметом полемики между евреями и христианами, проливает существенный свет на рождение Мессии. Из контекста можно увидеть, что Исайя находится рядом с Ахазом в царском дворе (от 10 ст.). Он предлагает Ахазу в присутствии его домашних и челяди: "Проси себе знамения у Господа". Ахаз отказывается, оправдывая это тем, что не хочет искушать Бога. В этот момент, как видно из текста, Исайя переносит своё внимание с Ахаза на его царский двор, к которому он обращается "Дом Давидов". Это же выражение напоминает о Божьих обещаниях Давиду в рамках договора с ним во 2 Цар.7 и в Псалме 88. От этого стиха и далее до пятнадцатого Исайя постоянно использует множественное число. Поэтому можно прийти к выводу, что он обращается ко всему Дому Давидову, а не только к Ахазу, смотря дальше Ахаза, возможно, как в пространстве, так и во времени. Бог даст знамение потомству Давида, настоящему и будущему. Исайя использует множественное число, чтобы описать это знамение и не возвращается к единственному числу, пока в ст.16 вновь не обращает своё послание Ахазу в данной ситуации.
Термин "знамение" ("от"), по определению, означает знак, предзнаменование, примету, чудо. Он часто используется для обозначения знамения, в котором присутствуют сверхъестественные элементы. В Бытие 9:13-15 радуга является "от", сверхъестественным знамением Божьего намерения и обещания. В различных других обстоятельствах (Чис.14:22, Втор.11:3, 29:3) под этим словом подразумеваются чудеса. В Исходе 10-12 казни также описываются как "от". Таким образом, использование "от" в Исайе 7:14 свидетельствует о том, что рождение этого ребёнка будет в каком-то смысле чудесным; это не обычное рождение.
Использование слова "дева" является предметом наиболее горячих споров. Это "алма", молодая женщина брачного возраста. С другой стороны, "бетула" считается более подходящим термином для описания девственницы. Однако использование этих двух терминов в Писании открывает нам много интересного. В Иоиле 1:8 и Второзаконии 22:19, "бетула" используется для описания замужней женщины! А в Песне Песней Соломона 1:2, 6:8 и в Притчах 30:19 (а также в других местах) слово "алма" описывает девственницу! Термин, относящийся к "алма" в родственных языках (арабском, сирийском, угаритском) никогда не используется для обозначения замужней женщины. (3) Далее, Септуагинта, самый ранний перевод этого текста, переводит "алма" как "парфенос", греческим термином, обозначающим понятие "девственница".И, кроме того, существует подтверждающее свидетельство, основанное на размышлениях раввинов. Почитаемый рабби Раши цитируется в Микраот Гедалот. (4) В этом отрывке он говорит:"Вот алма зачнёт и родит сына и даст ему имя Имануэль. Это значит, что Творец наш пребудет с нами. И это есть знак: та, что зачнёт, будет девой, никогда в жизни не познавшей мужчину. И над ней будет иметь власть Дух Святой".
ВРЕМЯ ЕГО ПРИХОДА
Другой отрывок, подвергающийся живому обсуждению, Даниил 9:24-27, действительно указывает приблизительный срок прихода Мессии. Центральная фигура этого предсказания - "машиах", что обычно переводится как "помазанник" или "мессия". Так как с термином нет артикля, он выступает в роли имени собственного или титула (звания). Термин определяется далее словом "нагид", или "правитель" ("вождь"). Это слово используется, чтобы показать, что Давид является царём, назначенным Богом во 2-ой книге Царств 7:8, где начинается отрывок, описывающий установление Богом договора с Давидом. Данный договор формирует основание для обетований о приходе Мессии. Так как "нагид" следует за "мессией", "мессия" не является прилагательным, определяющим "нагид", но, скорее, наоборот. Поэтому данный отрывок нужно переводить не как "помазанный правитель (вождь)", как делают некоторые, но как "Царь Мессия" или "Мессия, правитель (вождь)".
Упомянутое время, "семьдесят седьмин", правильно переведено как "seventy weeks of years" ("семьдесят недель годов") в Исправленной Стандартной Версии (Revised Standard Version). Взяв за основу отрывки из Иеремии (29:10), 1-ой Паралипоменон (36:21) и Левита (26:34-35), можно прийти к выводу о семилетних периодах, то есть "неделях", состоящих из семи лет. Контекст этого предсказания подводит к такому же переводу. В Данииле 10:2 "дни" добавляются к "седьминам" в тексте на иврите, чтобы указать на обычные недели, состоящие из дней. Это отличает их от тех "седьмин", которые упоминаются в 9 главе. Такое же понимание "седьмин" годов можно найти и в Талмуде. (Санѓедрин 5:1) Тем не менее, приблизительная хронология событий совершенно ясна. Определённый период времени должен пройти от указа восстановить и отстроить Иерусалим до прихода Мессии. После его прихода и его смерти (стих 26, гл.9), Иерусалим и Храм будут разрушены. Ввиду исторического контекста и даты, указываемой Даниилом, речь идёт о Втором Храме. Так как Иерусалим и Второй Храм были разрушены римлянами в 70 году н.э., предсказываемые Даниилом приход и смерть Мессии должны были произойти до 70 года н.э.
Далее, поскольку указ, упомянутый Даниилом, вероятно, является указом Артаксеркса, изданным им на седьмой год правления (Ездра 9:9, см. 7:7), можно с ещё большей точностью определить хронологию событий. Указ мог быть издан в 458 году до н.э. Стих 25 указывает на то, что 483 года (69 "недель") должно пройти до прихода Мессии. Принимая во внимание отсутствие "нулевого" года, приход Мессии ожидался в 26 году н.э. Это вполне согласуется со смертью Иисуса в 30 году н.э. после публичного служения на протяжении дополнительных трёх лет. Мидраш (Быт. Рабба,14.18), рассматривая выражение "праведность вечная" (Дан.9:24), также считает весь этот отрывок относящимся к Мессии: "Что есть праведность вечная? Царь Мессия". Упомянутый средневековый раввин Нахманид (5) добавляет: "Святая Святых (Дан.9:24) - не что иное, как Мессия, освящённый, из сыновей Давида". В другом месте Мидраш (Быт. Рабба 98,3) замечает: "Двум мужам был явлен конец; Иакову, как говорит
Бытие 49:1: "...и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни" и Даниилу: "В то время народ твой получит избавление...Но ты, о Даниил, не открывай слов этих". И даже этим двум мужам было запрещено открывать то, что они знали".
Мудрецы Талмуда также размышляли над мессианским значением предсказания Даниила:"Он (Йонатан бен Узиэль) в дальнейшем пытался при помощи таргума обнаружить скрытый смысл священных писаний*, но раздался бат коль и сказал ему: "Довольно!" В чём причина этого? В том, что дата смерти Мессии предсказана там". (Мегила 3a; см. Санѓедрин 97a) В Талмуде можно найти два очень интересных свидетельства, подтверждающие события, имеющие отношение к смерти Иисуса. "За сорок лет до разрушения Храма жребий (козлов) не выпал на правую сторону; красная верёвка не побелела; западный свет перестал пылать; двери святилища открылись сами по себе". (Йома 39б) "За сорок лет до разрушения Иерусалима Синедрион был изгнан (из Палаты Тёсаных Камней) и расположился на месте, где производилась торговля. (Шаббат 15a) В первом отрывке жребий и верёвка являются частью церемонии Йом Киппура. Открывающаяся сама по себе дверь возвращает нас к завесе, разодравшейся во время смерти Иисуса. Внезапное перемещение Синедриона из Палаты, находившейся возле Храмового жертвенника, можно отнести к тем же событиям. Палата могла быть повреждена во время землетрясения, сопровождавшего смерть Иисуса. Как видно, нет никакого другого исторического события, объясняющего эти обстоятельства.
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ
Возможно, никакое другое мессианское пророчество не является более поразительным по своей точности и в то же время столь часто подвергаемым сомнению, чем пророчество в книге Исайи 52:13-53:12. Многие толкуют это место (решительно отстаивая своё мнение) как относящееся либо к народу Израиля, либо (реже) к самому Исайе. Тем не менее, вероятнее всего, отрывок не имеет в виду ни первое, ни второе. Стихи, из которых состоит вступление к этому отрывку, (52:13-15) описывают некую личность, называемую Божьим слугой. В будущем этот Божий слуга будет возвышен и приветствуем. Эта картина вполне сопоставима с 42:1 и далее, где Исайя описывает Мессию. Однако здесь, в главе 52, слуга проходит через грубые унижения и оскорбления, и именно они предшествуют его вознесению, а результатом его страданий является очищение (или искупление) многих людей.
В первых стихах 53 гл. (стихи 1-3) пророк явно описывает какого-то человека. Чтобы показать это, Исайя использует личное местоимение в единственном числе. Народ в целом скорее отвергает данного человека, который в предыдущем отрывке изображён как Мессия, чем приветствует его. Стих 8 говорит о "Моём народе". Это выражение традиционно обозначает Израиль. Если весь отрывок говорит об Израиле, тогда выражение "Мой народ" в этом стихе становится бессмысленным. Здесь описывается, как некто умирает за грехи Израиля ("Моего народа"). Стих 9 говорит о слуге Мессии, что он "не сделал греха" и "не имел лжи в устах Своих". Конечно же, этого нельзя сказать об Израиле (29:13) или о каком-то другом народе в таком смысле. Термин для "жертвы умилостивления" в ст.10 - "ашам". Согласно Левиту 5, эта жертва, как и другие, должна быть совершенной, без порока. И опять, ни один народ (человек) не подходит под данное определение (см. 65:1-7). Все свидетельства указывают на то, что предметом этого пророчества является невинная личность, Мессия. И Мессия умирает, чтобы искупить свой народ. В пятом стихе сказано, что он "изъязвлён" ("халал") за их грехи. Его принесение в жертву самого себя является частью Божьего плана (ст.6,10). И в результате этого он понесёт "грехи их на себе" и оправдает их перед Богом (ст.10-11). Это свершилось через его смерть (ст.8) и погребение, которое "было назначено со злодеями, но произошло у богатого" (ст. 9). В заключительной части есть даже намёк на воскресение Мессии. После его смерти и погребения его жизнь продлилась, он видит своё "потомство" и "воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его" (ст.10).
Существует значительное количество раввинских комментариев, подтверждающих мессианское толкование Исайи 53.Таргум Йонатан утверждает о 52:13: "Вот Мой слуга Мессия будет благоуспешен; он возвысится и вознесётся, и возвеличится". Талмуд (Санѓедрин 98б) добавляет: "Мессия, каково его имя?... Раввины говорят "прокажённый". Некоторые раввины утверждают "больной", ибо сказано: "Он понёс наши болезни" (Иса.53:4) Мидраш (Руфь Рабба на 2:14) соглашается с этим. "Он говорит о Царе Мессии: 'Приди сюда, приблизься к трону; и ешь хлеб, хлеб царства; и погрузи свою пищу в уксус (Пс. 68:22)'. Это относится к его наказанию, ибо сказано: 'Но он изъязвлён был за
грехи наши и мучим за беззакония наши'". И снова Таргум (Иерусалимский Таргум на 53:12) отмечает: "Он, Мессия будет ходатайствовать за грехи человека и непослушание его, и человек будет прощён ради него". Даже древняя молитва "Оз М'лифнай Б'решит", являющаяся частью дневного служения, проводимого в Йом Киппур, включает в себя размышление над этим отрывком. "Наш праведный Мессия оставил нас. Мы поражены ужасом, и нет никого, кто бы оправдал нас. На плечах своих понёс он наши грехи и в ранах его обрели мы прощение. О, Вечный, сотвори его заново. С Сеира да придёт Искупитель, и с горы Ливанской да провозгласит он искупление второй раз через слугу Твоего".
Еврейский учёный Рафаэль Лёве (6) указывает: "Сохранившиеся еврейские толкования вплоть до конца Аморейского периода (500 н.э.) предполагают, что в то время зачастую считалось (возможно, это даже было общепринятым мнением), что личность, о которой идёт речь, - это Мессия". Намного позже раввин тринадцатого века Моше Коэн Ибн Криспин выразил недовольство теми толкованиями Исайи 53, которые относят это пророчество к Израилю. Он описывает их (7) как: "...подчинённые упрямству собственных сердец и своему собственному мнению; я же хочу толковать
праша (отрывок) в согласии с учением наших раввинов, как говорящий о царе Мессии...и оставаться верным буквальному смыслу. Так я буду свободен от натянутых, неестественных толкований, в которых виновны другие"
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА МЕССИИ
Одно из самых поразительных описаний Мессии можно найти в Исайе 9:6-7. Стих 7 изображает Мессию и его правление словами, которые обычно использовались в среде пророков. Но ранее этому "младенцу" даются довольно необычные титулы (ст.6). Они предстают перед нами, как бы сгруппированные в пары, образуя четыре различных титула. Во-первых, Мессия назван "Чудным". Еврейское слово пеле описывает чудо, таинственное действие Бога, нечто, находящееся вне человеческого понимания (см. Пс.77:12). В Судьях 13:18 Ангел Господень отвечает на вопрос об своем имени: "Моё имя чудно". Другими словами, он чудесен по своей природе, полон тайны, и не может быть охарактеризован или назван никаким человеческим именем. Сверхъестественный подтекст этого описания был признан Маноем, который замечает впоследствии (стих 22): "...верно, мы умрём, ибо видели мы Бога". "Советник" (йо'ец) воплощает в себе мудрость и разум, часто имеющие божественную природу. В другом месте Исайи (28:29) Бог описан так: "И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его". Следующая фраза, "Бог крепкий", является довольно серьёзным притязанием. Эль, Бог, является сокращённой формой слова, обозначающего Бога. Гибор описывает Его силу или власть. Эта же фраза, эль гибор, используется для обозначения Бога в следующей главе (10:21; см. Иер.32:18). Третья фраза "ави ад" - "Отец вечности" не менее впечатляюща. Исайя обращается к Богу (63:16): "...Ты, Господи, - Отец наш, от века имя Твоё...". Он также описывается как "вечно живущий" (ад)" (Исайя 57:15). И последнее определение, "Князь мира (покоя - прим. пер.)", "сар шалом", является относительно простым. Оно показывает, что Мессия является правителем, чьё царствование характеризуется миром, благоденствием и гармонией (т.е. шалом). Это традиционное описание правления Мессии. В соответствии с общепринятым древним семитским пониманием, фраза: "и нарекут имя ему" указывает на определённые качества Мессии, его характер или природу. Таким образом, эти титулы указывают на то, что природа его божественна. Подобное высокое мнение о Мессии отражено также в целом ряде классических еврейских толкований. Таргум Йонатан утверждает: "И нарекут имя Ему от веков, Чудесный Советник, Бог Крепкий, Тот, Кто живёт вечно, Мессия, в чьи дни воцарится мир".
Мидраш (Мидраш Мишле 57а) добавляет: "Мессия назван восьмью именами: йинон, цемах, пеле, йо'ец, машиах, эль, гибор и ави ад шалом" Мессия также описан в Иеремии 23:5-6, где ему дано имя "ГОСПОДЬ - оправдание наше", снова указывающее на его сверхъестественную природу. Мидраш (на Плач Иерем.1:16) принимает это во внимание и комментирует: "Каково имя Царя Мессии? Рабба Абба, сын Каханы, говорит: 'ГОСПОДЬ - имя его, ибо написано: "...вот - имя его, которым будут называть его: "ГОСПОДЬ - оправдание наше" "Талмуд (Бава Батра 75б) также отмечает, что одним из имён Мессии является "ГОСПОДЬ - оправдание наше".
КАЗНЬ МЕССИИ
Псалом 21 представляет собой наглядное описание казни Мессии. Кости его рассыпались (ст.15). Вода, содержавшаяся в его теле, высохла; он обезвожен (ст.15,16). Он окружён врагами, которые бросают жребий, деля между собой его одежду, в то время как он умирает (ст.17-19). И чтобы ещё большим было его унижение, он раздет донага (ст.18). Все эти описания удивительно подходят к описанию казни посредством распятия, которой не существовало до времён римской империи и которая появилась только спустя много веков после написания этого псалма.Но, возможно, наиболее поразительным является стих 17. Однако с ним связана текстуальная проблема. Здесь существует два основных варианта прочтения, которые могут радикально повлиять на перевод: ка'ари или ка'ару. Первый вариант имеет следующее значение: "Как лев руки мои и ноги мои". Второй: "Пронзили руки мои и ноги мои". Разница между двумя вариантами заключается в разнице между йуд и вав, которые на вид очень мало отличаются друг от друга. Существуют манускрипты в поддержку и того и другого варианта чтения, хотя переводы (напр., Сирийский, Септуагинта) говорят в пользу вав.
Принимая во внимание наличие большого количества образов животных в контексте, переписчик мог легко прочесть йуд вместо вав. Но обратная трансформация не может быть объяснена столь же просто. Далее, структура с йуд несколько неполная, так как нет глагола, являющегося частью этой фразы, и значение фразы не совсем понятно. Ка'ару, "они пронзили", происходит от глагола кара, который чередуется с кор, и в результате получается ка'ару. Чередование кара и кор является довольно распространённым видом чередования. Глагол в 17 стихе приведён в полной форме (включён алеф), в результате получается перевод "они пронзили", в пользу которого свидетельствуют основные переводы. В своей еврейской грамматике Гезений (Gesenius) замечает, что ка'ару является неправильным деепричастием от слова кара, стоящим во множественном числе. Древний раввинский источник Песикта Раббати использует слова из этого псалма для описания Мессии. "Священный, да будет благословен Он, начал рассказывать ему об условиях и сказал ему: 'Те, кто скрыты с тобой, их грехи в будущем загонят тебя в железное ярмо... И из-за грехов их твой язык прильнёт к гортани твоей'". (161a-б) "Раввины говорили, что когда придёт сын Давида, люди возложат железное ярмо на него, такое тяжёлое, что он согнётся под его тяжестью. Он возопит и заплачет...'Сила моя иссохла, как черепок' (ст.16). Затем Бог отвечает: 'Ефрем, мой праведный Мессия, давно возложил ты это на себя, от шести дней создания. Да будет твоя боль как Моя". (162а) Мидраш (на Псалом 21) цитирует то же место.
ВОЗВРАЩЕНИЕ МЕССИИ
В контексте, описывающем приход Мессии на землю в качестве завоевателя и события, сопровождающие это (Захария 12-14), есть отрывок, в котором говорится о том, как можно узнать его. Это будут времена напряжённости и беспорядков; времена, когда Бог будет сражаться с врагами Израиля и укреплять его лидеров (12:6-8). И вот посреди всего этого должен прийти Мессия и излить "дух благодати и умиления". Это мессианское описание можно найти и у других пророков (напр., Иоиль 2:28 и далее; Езек. 36:25-28; 59:20-21). Когда придёт Мессия, его сначала узнают, а потом о нём будут скорбеть. И эта скорбь кажется весьма странной, так как, казалось бы, люди должны радоваться и ликовать. Объяснение это можно найти в описании Мессии - "тот, которого пронзили". Другими словами, когда придёт Мессия, люди воочию увидят пронзённое, избитое тело, запечатлевшее раны, полученные в его предыдущий приход (см. Пс.21 и Исайя 53)! Не удивительно, что люди будут рыдать, сожалея о своём предыдущем непонимании и той слепоте, что помешала им узнать его. В некоторых переводах стих 10 читается немного по-другому. Они переводят его как: "Они воззрят
на меня за каждого, кто был пронзён". Но это неестественный, натянутый перевод эт ашер. Более естественное его значение - "которого", что настойчиво выражается его связью с эт. Талмуд (Сука 52a) правильно переводит его, когда цитирует этот стих и связывает его с Мессией. "Ясно, что это скорее всего относится к Мессии бен Йосефу (8), который был убит, и тогда мы понимаем весь стих, который говорит: 'Они воззрят на меня, которого пронзили'".
Библейский учёный шестнадцатого века и главный раввин Сафеда Моше эль Шейх комментирует так (9): "И я сделаю также третье, и вот оно: 'они воззрят на меня', они поднимут свои глаза на меня в совершенном покаянии, когда увидят того, которого пронзили, Мессию, сына Йосефа; ибо наши раввины, да будет благословенна их память, сказали, что он возьмёт на себя грехи Израиля...за его грехи он умер; и когда они увидят в этом совершенное искупление, они покаются и воззрят на Благословенного".
Великий раввин, толкователь и грамматист 12-го столетия, Ибн Эзра, соглашается с таким толкованием. "Все язычники воззрят на Меня, чтобы увидеть, что Я сделаю с пронзившими Мессию, сына Йосефа". Заключительные размышления, намекающие на "второе пришествие" Мессии можно найти в Мидраше (Чис. Рабба на 11:2)
"И последний искупитель будет подобен первому. Первым искупителем был Моисей, явившийся им, а затем исчезнувший...Последний искупитель так же явится им, а затем исчезнет...Ибо он исчезнет с их глаз, а затем опять явится им".
ПОСТУПЬ МЕССИИ
Как показало предыдущее обсуждение, мессианское толкование этих ключевых мест является вполне обоснованным. На протяжении столетий традиционные еврейские толкователи объясняли их именно так. И сами тексты дают все основания для подобного объяснения. Мессианское понимание этих Писаний, таким образом, не является натянутым или искажённым толкованием, вложенным в них мессианской общиной первого века и авторами Нового Завета. Оно естественно вытекает из Писаний и их еврейского контекста.
Эти места Писания сообщают много конкретных фактов о Мессии, которого они предсказывают: его рождение в Вифлееме его рождение девственницей его приход перед разрушением Второго Храма его смерть и воскресение как искупление за грехи его казнь путём распятия его сверхъестественную природу его возвращение на землю Древние раввины часто говорили о "поступи Мессии". Они чувствовали, что наступит такое время, когда его приход будет настолько близок, что чувствительные люди смогут "услышать" его шаги. Однако усердные люди также смогут ощутить "поступь" Мессии. Сравнивая мессианские пророчества Писания и то, что сообщают Евангелия об Иисусе, те, кто ищут, могут увидеть следы Мессии в истории. Как продемонстрировал один из авторов, статистическая вероятность того, что человек может выполнить все пророчества, выполненные Иисусом, 10 в минус 157-ой степени, то есть после нуля целых будет стоять 157 нулей и единица! (10) Возможно, это поколение сможет не только увидеть отпечатки следов Мессии, но и услышит сами шаги.
БИБЛИОГРАФИЯ
Обсуждение содержания, дат и версий таргумов, см. M. McNamara, TARGUM AND TESTAMENT (Irish University Press)
Введение к Талмуду, Мидраш, и другие сходные материалы, см. A. Stensaltz, THE ESSENTIAL TALMUD (Bantam Books), or H. Strack, INTRODUCTION TO TALMUD AND MIDRASH (Atheneum). См., напр., E. J. Yong, COMMENTARY ON ISAIAH (Eerdmans Publishing Co.) Это традиционное еврейское издание Библии, часто описываемое как Раввинская Библия, потому что оно включает в себя текст, таргум и средневековые комментарии, как, напр., Раши.
Цитируется К. Шоттеном (C. Shotten), HORAE HEBRAICAE ET TALMUDICAE, vol. 2, p.17.In H. Orlinsky, ed., THE FIFTY-THIRD CHAPTER OF ISAIAH ACCORDING TO THE JEWISH INTERPRETERS, vol.2, p.17.
Цитируется в S. R. Driver and A. Neubauer, THE SUPERNATURAL SERVANT OF ISAIAH, pp.199-200. Древние раввины говорили о двух Мессиях, один из них должен был понести страдания, а другой - править. Страдающего Мессию называли Сыном Йосефа, по имени библейского Иосифа, пострадавшего, будучи
невинным.
Цитируется в D. Baron, THE VISIONS AND PROPHECIES OF ZECHARIACH, p.442 См. P. Stoner, SCIENCE SPEAKS (Moody Press).
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ
Существует несколько книг, не очень хорошо известных и не очень доступных, но весьма полезных.
R.Frydland, WHAT RABBIS KNEW ABOUT THE MESSIAH, Messianic Literature Outreach, Columbus, OH
R.Santala, THE MESSIANIC PROPHECIES OF THE OLD TESTAMENT IN THE LIGHT OF RABBINIC WRITINGS, Keren Ahvah Meshihit,
Jerusalem.
B. Yellin, MESSIAH: A RABBINIC AND SCRIPTURAL VIEWPOINT, Congregation Roeh Israel, Denver.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Одно из самых подробных описаний страдающего Мессии можно найти в сборнике Мидрашей Песикта Раббати:Наши раввины говорили: Нет конца страданиям, которым он подвергается в каждом поколении за грехи каждого поколения. И говорит Господь: "...во время благоприятное Я услышал тебя, и в день спасения помог тебе..." ("в этот час Я обновил тебя и уже не поражу более") "Всё благо, что сделаю Я тебе, сделаю по заслугам Мессии, который был сокрыт все эти годы. Он праведен и полон спасения"
(Зах.9:9). Таков Мессия, признающий, что суд Божий над Израилем праведен, когда они смеются над ним, сидящим в тюрьме: поэтому он назван "праведным". Почему же он назван "полным спасения" или "спасающим"? Потому что он говорит: "Все вы дети мои". Разве не спасены вы все милостью Божьей? "Страдающий, восседающий на осле". Таков Мессия. Почему он назван страдающим? Потому что он страдал все эти годы в тюрьме, а преступники Израиля смеялись над ним. Почему он восседает на осле? Потому что у преступников нет заслуг, ...но за его заслуги Бог охраняет их и выводит их на ровную дорогу, и искупает их... "В Твоём свете мы увидим свет". Что же это за свет, которого ждёт община Израиля? Свет Мессии, ибо сказано: "И увидел Бог свет, что он хорош". Бог посмотрел на Мессию и дела его до сотворения мира и спрятал свет для Своего Мессии и его потомства под престол Своей славы. И тогда Сатан сказал Богу: "Господь миров, для кого этот свет, спрятанный под Твоим престолом славы? " И ответил Бог: "Для того, кто повергнет тебя в прах". И сказал Сатан: "Покажи его мне". И ответил Бог: "Приди и увидишь его". И увидел его Сатан, и устрашился, и упал на лице своё, и сказал: "Истинно, это Мессия, который изгонит меня и всех князей мира в ад". В тот же час все народы собрались вместе и сказали Богу: "Кто это, в чьи руки мы преданы, каково его имя и превосходство? " И сказал Бог: "Это Мессия и имя ему Ефрем, Мессия Моей праведности". (Иерем.31:9)... Затем Бог начинает торг с Мессией и говорит ему: "Беззакония душ этих, стоящих за тобой и в будущем введущих тебя под ярмо железное, и сделают они тебя тельцом, чьи глаза тусклы, и сдавят ярмом дыхание твоё, и язык твой пробьёт щеку твою. Примешь ли ты это?" И вопросил его Мессия: "Много ли лет продлится эта мука?" Ответил Бог: "Семь лет Я установил. И если душа твоя опечалилась, Я немедленно изгоню их". На это ответил Ему Мессия: "С радостью сердца и души приму я всё это, но с условием, что ни один из Израиля не будет потерян. И не только живущие будут спасены в день мой, но и покоящиеся в прахе, и не только они, но и те, кто умер от дней Адама до дня сего, и не только они, но и умершие от выкидыша и убитые абортом, не только они, но и те, кого Ты хотел сотворить, но не сотворил. На этих условиях я готов"... Когда появится сын Давида, принесут ему железную перекладину (дышло) и возложат его на шею ему, пока скелет его не согнётся. И заплачет он и зарыдает, и возвысится голос его. И скажет он Богу: "Насколько же велик дух мой, и сила моя, и члены мои? Разве я не из плоти и крови?" И ответит ему Бог: "Ефрем, Мессия Мой праведный, от века принял ты это всё, во времена сотворения мира. И да будет твоя боль как Моя, ибо со дней, когда нечестивый Навуходоносор сжёг Храм Мой и отправил детей моих в изгнание среди народов, твоей жизнью и головой Моей не возвысил Я трон мой. Если ты не веришь в это, посмотри на росу на голове Моей. (Кант. 5:2) И скажет тогда Мессия: "Умиротворён я. Для слуги достаточно быть, как господин его". ...И придёт время в Нисан месяц, и скажут старейшины: "Ефрем, наш праведный Мессия, хотя мы и потомки твои, велик ты над нами. Ибо понёс ты грехи детей наших и подвергся столь тяжёлому наказанию, какого не вынесли бы ни прошедшие, ни будущие поколения, и сносил насмешки и поругание народов ради Израиля, и пребывал ты во тьме, и глаза твои не видели света. Кожа твоя присохла к костям, и тело твоё иссохло и завяло подобно дереву, и глаза твои потемнели от поста, и силы твои высохли, как черепок, и всё это обрушилось на тебя за грехи детей наших. Это твоя воля, чтобы дети твои познали блаженство, которое Бог хотел дать им с избытком. Возможно ли, что из-за боли, которую ты испытал полной мерой ради них и из-за своего пребывания связанным в темнице, душа твоя не может обрести покоя из-за них? " И ответит Мессия: "Старейшины, всё, что свершил я, свершил я ради вас и детей ваших, и в вашу честь и их, чтобы они насладились блаженством, которое Бог хочет дать им с избытком". И ответят они: "Да умиротворится душа твоя, ибо умиротворил ты душу Творца и наши души". (146б, 159б, 161a-161б, 162a, 162б-163a)
Другой Мидраш (Исх. Р. 15:21) содержит детальное описание Мессианской эры и её влияния на мир: "Десять вещей Святой, да будет благословен Он, обновит в Будущем. (1) Он озарит мир, ибо сказано: "Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны - светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом..." (Исайя 60:19) Сможет ли тогда человек смотреть на Святого, да будет благословен Он? Но что же Он сделает с солнцем? Он осветит его сорока девятью частями света, ибо сказано: "И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней..." (Исайя 30:26) И даже когда человек будет болен, Святой, да будет благословен Он, прикажет солнцу принести ему исцеление, ибо сказано: "А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт Солнце правды и исцеление в лучах Его. (Мал.4:2) (2) Из Иерусалима потечёт живая вода, и каждый, у кого есть недуг, найдёт там исцеление, ибо сказано: "...и куда войдёт этот поток, всё будет живо там". (Иезек.47:9) (3) Деревья будут приносить плод каждый месяц, "...плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание". (Иезек 47:12) (4) Все разрушенные города будут отстроены, и в мире не останется пустынного места. Даже Содом и Гоморра будут восстановлены в Грядущем мире, ибо сказано: "И сёстры твои, Содома и дочери её, возвратятся в прежнее состояние своё". (Иезек.16:55) (5) Он отстроит Иерусалим из сапфиров, ибо сказано: "...и сделаю основание твоё из сапфиров...". (Исайя 54:11) и "И сделаю окна твои из рубинов..." (Ис.54:12), и камни эти воссияют, как солнце, и придут идолопоклонники и воззрят на славу Израиля, ибо сказано: "И придут народы к свету твоему..." (Исайя 60:3). (6) И мир воцарится над природой, ибо сказано: "И корова будет пастись с медведицею..." (Исайя 11:7). Он соберёт всех скотов, птиц и гадов и заключит завет между ними и Израилем; ибо сказано: "И заключу в то время для них союз с полевыми зверями..." и т.д. (Ос.2:18). Плач и стенания прекратятся в мире: "...и не услышится в нём (Иерусалиме) более голос плача и голос вопля". (Исайя 65:19) (9) В мире не станет смерти, ибо сказано: "Поглощена будет смерть навеки...". (Исайя 25:8) Не станет более воздыханий, стонов и скорби, все будут счастливы, ибо сказано: "И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием". (Исайя 35:10).
источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий