суббота, 23 июля 2011 г.

Грешники в руках разгневанного Бога

«В своё время поскользнётся нога их …когда поколеблется нога их» (Втор. 32:35).
В этом стихе слышится угроза Бога нечестивым, неверующим израильтянам, которые были избранным народом Божиим и жили под Его милостью; но которые несмотря на Его колоссальную работу над ними, напоминали чёрствых, безрассудных людей (Втор. 32:28). После всего, что было так заботливо сделано для них, они принесли горький и ядовитый плод, как написано в 32 и 33 стихах этой же главы. Текст, выбранный мною для проповеди «в своё время поскользнётся нога их» кажется намекает на что-то очень близкое к наказанию и погибели грешных Израильтян, которые были оставлены Богом на произвол судьбы. И это что-то можно выразить следующим:
Они всегда подвержены опасности погибнуть, подобно тому, как всегда подвержены опасности упасть те, кто стоит или ходит по льду. Это значит, что угрожающий им способ уничтожения сравнивается с возможностью поскользнутся. Об этом же самом говорится и в Пс. 72:18: «… Так! На скользких путях поставил Ты их, и низвергаешь их в пропасти».
Они всегда подвержены опасности погибнуть внезапно, так же как и гуляющий по льду может упасть в любой момент. Он не может предвидеть наперёд, будет ли он стоять или падать; и когда он падает, то падает внезапно без предупреждения так, как это изображено в Пс. 72:18-19: «Так! На скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти. Как внезапно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!».

Другая истина, которая заложена в этом стихе, говорит о том, что они без посторонней помощи сами себя подвергают опасности упасть, так же как и те, кто стоит или гуляет по льду. Им не нужно никакой помехи, их собственный вес опрокинет их вниз.
Причина, почему они ещё не упали и не падают, может быть только одна – не пришло назначенное Богом время. Поэтому и сказано, что когда оно придёт – «нога их поскользнётся». Бог не будет больше поддерживать их на скользком месте, Он оставит их одних. И тогда они мгновенно погибнут, потому что подобны людям находящимся на краю скользкой наклонной плоскости, которые сразу же, как только будут отпущены, упадут и разобьются.
Обобщая сказанное, я могу настаивать на том, что: «Нет ничего, что удерживало бы грешных людей вне ада кроме воли Божьей. Говоря о воле Божьей, я имею ввиду Его суверенную волю, Его произвольное желание, не связанное какой-нибудь обязанностью Его участия в их судьбе или в их затруднениях. Более того, исполнению воли Божьей не помешают никакие предохранения грешных людей». Эту истину можно выразить так:
У Бога достаточно сил, чтобы в любой момент сбросить грешников в ад. Когда Он восстаёт, люди становятся беспомощны; и даже самые сильные из них не могут противиться Ему, и никто не может избавить их от Его руки. Для Него не составляет никакого затруднения мгновенно ввергнуть развращённых людей в ад, Он может сделать это очень и очень легко. Иногда земной царь встречается с огромной трудностью, пытаясь покорить человека, который поднял восстание и имеет много последователей. Но с Богом не так! Никакая крепость или ограда не способны защитить от Его силы. И даже если бы взявшись за руки, объединилось невообразимо большое число врагов Божьих, то и тогда они были бы легко изломаны в куски. Они похожи на большие кучи лёгкой соломы перед бурей или же на огромные копны сухого сена перед пожирающим огнём. И если нам не трудно раздавить ползущего по земле червя или же перерезать тонкую нить, то гораздо легче для Бога в любое время сбросить Своих врагов в ад. Кто мы, чтобы думать, что можем устоять перед Тем, от дуновения Которого трепещет земля и перед Кем рушатся горы?
Они «заслужили» того, чтобы быть сброшенными в ад; и Божественное правосудие не отменяет этого. Оно не возражает против использования Богом Его силы, чтобы в любой момент низложить их. Более того: Божья справедливость не только «не возражает», но и громко взывает к бесконечному наказанию их грехов. О дереве, приносящем горькие плоды Содома, Божественное правосудие говорит:
«Сруби его: на что оно и землю занимает» (Лк. 13:7). Над их головами постоянно раскачивается меч Божественного правосудия, и только лишь желание милующего Бога отводит его в сторону.
Они уже приговорены к осуждению в аду. Это значит, что они уже заслужили того, чтобы быть вверженными туда, потому что закон Божий, – это вечное и неизменяемое мерило праведности, которое Бог положил между Собой и человечеством, – стал их справедливым обвинителем и осудил их, и, таким образом, они уже принадлежат аду; «а неверующий уже осуждён» (Ин. 3:18). Каждый не обращённый человек заслуживает ада, потому что это место откуда он вышел: «… вы от нижних» (Ин. 8:23) и куда он направляется; это место назначено ему и справедливостью, и Божьим Словом, и приговором неизменяемого Божьего Закона.
Они – объекты того самого гнева и ярости Божией, которые будут преследовать их в аду. И причина, почему они не ввержены в ад до настоящего времени, не в том, что Бог, под властью Которого они находятся, ещё не разгневан на них так, как Он разгневан многими несчастными человеческими существами, испытывающими теперь мучение в аду, где они во всей полноте ощущают и переносят силу Его ярости. Бог намного более разгневан на тех, кто живёт сейчас на земле; а это значит и на тех, кто находится в этом собрании и чувствует себя легко и свободно, в отличие от уже испытывающих муки в языках адского пламени. И это вовсе не потому, что Он не замечает зло творимое живущими и не разгневан на них до такой степени, чтобы позволить Своей руке срезать их. Бог не похож на них, хотя в их представлении Он такой же, как и они. Гнев Божий горит против них; их проклятие не дремлет; преисподняя давно уже готова встречать их, огонь зажжён, пламя яростно бушует, печь раскалена и готова пожрать их. Сверкающий меч отточен и занесён над ними; и бездна раскрыла свою зияющую пасть.
Дьявол стоит в готовности в любой момент опрокинуть и схватить их, как свою собственность. Они – его. Он завладел их душами и теперь владычествует над ними. Священное Писание представляет их как «его добро» (Лк. 11:21). Бесы, стоя рядом, наблюдают за ними и караулят их, подобно алчным, голодным львам желающим своей добычи и жадно смотрящим на неё. И как только Бог отведёт от них Свою удерживающую руку, они моментально набросятся на эти бедные души. Древний змей пристально наблюдает за ними; ад широко раскрыл свою пасть; и если бы Бог разрешил, они были бы быстро поглощены и потеряны в нём навсегда.
В душах грешников царствуют адские принципы, которые если бы не Божьи ограничения, уже сейчас могли бы разгореться в них, вспыхнув адским огнём. В самой природе не спасённых людей заложено основание для мук ада. Царствующие в них с силою и полностью овладевшие ими греховные принципы и есть семена адского огня. И эти присущие их природе принципы настолько сильны, активны и жестоки, что если бы не было сдерживающей руки Бога, они бы очень быстро вырвались наружу и разгорелись подобно пламени, бушующего сейчас в сердцах находящихся под проклятием ада, порождая в них точно такие же мучения. Души грешников в Священном Писании сравниваются с бушующим морем: «А нечестивые – как море взволнованное, которое не может успокоиться, и которого воды выбрасывают ил и грязь» (Ис. 57:20).
В настоящем Бог сдерживает их злобу Своей могущественной силой, и это подобно тому, как Он усмиряет яростные волны бушующего моря, говоря: «До сих пор дойдёшь, но дальше не перейдёшь». Но если бы Он отнял Свою удерживающую руку, они бы вскоре всё смели на своём пути. Грех – это гибель и страдание души; он разрушителен в самой своей сущности, и если Бог перестанет его сдерживать, то душа станет совершенно несчастной. Развращённость человеческого сердца безгранична в своём неистовстве; и до тех пор, пока нечестивые живут на земле, она подобна огню, скопившемуся внутри их и сдерживаемому благодаря Божьим ограничениям; но если этому огню позволить вырваться наружу, – то он сожжёт всё с чем он будет соприкасаться; но так как сердце грешника – вместилище греха, то если бы грех не был удерживаем в нам, он превратил бы его душу в огненную печь.
У грешных людей нет и минутной гарантии того, что смерть не появится рядом. Не спасённый человек не обезопасен тем, что он здоров, что он «невосприимчив» к несчастным случаям уносящим людей из этого мира и что нет видимой опасности в обстоятельствах его жизни. Вся история мира свидетельствует о том, что ни у кого из живущих на земле нет гарантии того, что он не стоит на грани вечности и что его следующий шаг не будет в потусторонний мир.
Пути и способы изъятия людей из этого мира бесчисленны и невообразимы. Не обратившиеся к Богу подобны прогуливающимся поверх пропасти ада по гнилому перекрытию, в котором есть множество таких слабых мест, что они могут в любой момент не выдержать их. Более того, эти места не заметны для них. Стрелы смерти летают прямо среди дня, но они невидимы для их глаз. Их не может разглядеть даже и тот, кто обладает острейшим зрением. У Бога есть много различных и непредсказуемых путей, чтобы изымать грешных людей из мира и ввергать их в ад. Для того, чтобы низложить любого человека в любой момент времени Ему не нужно использовать для этого чудо или выходить за обычный ход вещей. Весь выбор путей изъятия грешников из этого мира в Божьих руках и так абсолютно подчинён Его силе и определению, что только от Его воли зависит в какой момент грешники пойдут в ад.
Ни их благоразумие, ни их попечение о своей жизни, ни даже заботливое участие в ней других, ни на мгновение не приносят безопасности не спасённым. Об этом свидетельствуют и Божественное провидение, и то, что мы можем наблюдать на протяжении всей истории. И это служит ярким доказательством того, что человеческая мудрость не сохраняет людей от смерти; иначе мы бы увидели разницу между мудрыми мира сего и всеми остальными людьми относительно их уязвимости к ранней и неожиданной смерти. Но что же мы видим на самом деле? «Мудрый умирает наравне с глупым» (Еккл. 2:16).
Все усилия и ухищрения нечестивых людей избежать ада, в то время как они продолжают отвергать Христа, обречены на неудачу. Почти каждый не спасённый, слыша об аде, успокаивает себя, что он избежит этого, рассчитывая на свои дела и на свои благие намерения, будучи уверенным, что это не относится к нему. Каждый сам себе устанавливает, как избежать проклятия и льстит себе, что его стратегия не подведёт. Они наверняка слышат, что только немногие спасаются и что большая часть людей, умирая, идёт в ад; но каждый воображает, что его собственный план спасения лучше, чем у других. Он не собирается идти в место мучения и говорит в себе: «Я и так достаточно забочусь о том, чтобы привести свою жизнь в порядок, так что неудачи не будет».
Будучи уверенны в своей силе и мудрости, своими помыслами люди вводят самих себя в заблуждение; они верят ни во что. Несомненно, что многие из тех, которые когда-то жили под благодатью Божией, теперь находятся в аду; и это случилось не потому, что они были глупее живущих теперь, и не потому, что они не думали о своём спасении. Если бы сегодня мы могли поговорить с ними с глазу на глаз и спросить их, предполагали ли они, когда слышали об аде, что сами попадут в это место страданий, мы бы услышали один и тот же ответ: «Нет, я никогда не думал, что попаду сюда. Я рассчитывал на другое. У меня были хорошие планы и я намеревался осуществить их…, но она пришла ко мне неожиданно, я не ждал её тогда, и поэтому она пришла как вор: смерть перехитрила меня, гнев Божий настиг меня слишком быстро и во всём этом виновата моя глупость! Я угождал и льстил себе тщеславными мечтами, думая о том, что буду делать после жизни на земле, но когда я говорил «мир и безопасность», – внезапно пагуба постигла меня.»
Бог не обещал и не обязан, даже кратковременно, держать неверующих людей вне ада. Он не обещал им ни вечной жизни, ни избавления или сохранения их от вечной смерти. Он не обещал им ничего, кроме того, что содержится в Завете благодати, то есть кроме обетований, данных во Христе. Но они не интересуются этим Заветом, они не верят ни в какие обетования и их не интересует Посредник Завета. Но что бы не воображал не обращённый человек, претендуя на Божии обетования, ни его религиозные переживания, ни его молитвы не принесут ему никакой пользы до тех пор, пока он не поверит во Христа, потому что Бог свободен от обязательства защищать его от вечного поругания.
Только рука Божия удерживает не спасённых над пропастью ада. Они заслужили этой бездны огня и уже приговорены к ней; Бог сильно разгневан на них и Его гнев к ним столь же силён, как и к тем, которые уже сейчас страдают в аду от лютой ярости Его гнева, и тем не менее, они до сих пор не сделали ещё ничего, чтобы умиротворить или хотя бы уменьшить этот гнев, и поэтому Бог не связан никаким обещанием сохранить их, дьявол с нетерпением ждёт их, и ад также готов встречать их, пламя усиливаясь сверкает, стремясь захватить и поглотить их, огонь, сдерживаемый в их собственных сердцах, старается вырваться наружу. Но так как даже в этом состоянии их совершенно не интересует Посредник, то нет абсолютно ничего того, что могло бы хоть как-то обезопасить их.
И таким образом, у них нет ни убежища, ни защиты, и ничего такого, что могло бы поддержать или сохранить их в любой момент их жизни. Есть только простое, произвольное желание и ничем не обязанное терпение разгневанного Бога.


ОБРАЩЕНИЕ


Эта ужасная тема может быть полезна и для вас, сидящих в этом собрании, пробуждающихся, но ещё не обращённых к Господу. То, что вы слышали, относится к каждому из вас. Тот мир страданий, то озеро горящего огня, широко распростёртое под вами, и есть страшная, раскалённая пламенем Господнего гнева пропасть; это и есть ад, широко разинувший свою пасть. И у вас нет никакой возможности устоять или удержаться над ним, между вами и адом только воздух. Всё, что держит вас – это сила и воля Бога. Вероятно, вы ещё не осознаёте этого, потому что вы всё ещё не в аду и, не видя поддерживающую руку Господа, надеетесь на такие ценности как здоровье, забота о собственной жизни и всевозможные способы самосохранения… Но в действительности, всё это – ничто. Если Господь уберёт Свою руку, они не сохранят вас от падения. Удержит ли воздух человека?
Ваша греховность делает вас тяжёлыми как свинец и своим огромным весом тянет вас в ад. И если Господь отнимет Свою удерживающую руку, вы сразу же утонете, погрузившись в глубочайшую пропасть; и ни ваше здоровье, ни ваша предусмотрительность и благоразумие, ни ваши прекрасные планы спасения, а также и вся ваша праведность ничего не смогут сделать, пытаясь поддержать или сохранить вас от ада. Остановит ли паутина летящий камень? Земля не терпела бы вас ни мгновение, если бы на это не было суверенной воли Господа. Но вы отягчены ещё и другим: из-за вас стенает всё творение; сотворенный Богом животный мир не по своей воле мучается от вашей испорченности! Солнце не по своей воле посылает на вас свой живительный свет, в то время как вы служите греху и сатане. Земля не добровольно даёт урожай своих плодов, удовлетворяя ваши вожделения; она не по своей воле и не для ваших злодеяний предоставила вам свою спину. Даже воздух, и тот не добровольно служит вашему дыханию, поддерживая в вас пламя жизни, хотя вы и прожигаете её в служении врагам Бога.
А прекрасный мир животных! Он также был сотворён для людей, чтобы вместе с ними служить Богу. И они не по своей воле служат другим целям, стеная, когда ими злоупотребляют и заставляют их делать то, что не присуще их природе и предназначению. Мир извергнул бы вас, если бы не рука Того, Кто подчинил вам всё творение в надежде на его будущее избавление, которое начинается с избавления самого человека. Чёрные тучи Господней ярости, полные грозовых молний, нависли над вашими головами. И если бы не сдерживающая рука Бога, они уже сейчас разразились бы на вас. Но суверенная воля Бога пока останавливает губительный ветер; иначе он уже налетел бы как вихрь, в бешенстве сметая вас на своём пути как солому.
Гнев Божий подобен огромным водам, сдерживаемым до определённого времени; они прибывают всё больше и больше, и поднимаются всё выше и выше до тех пор, пока им не будет позволен выход. Этот быстрый и мощный в своём движении поток воды теперь остановлен, и это значит, что приговор против ваших преступлений ещё не приведён Богом в исполнение, потоки Божьего наказания всё ещё сдерживаются, однако ваша вина непрерывно растёт! Каждый день вы накапливаете всё больше гнева! Воды поднимаются всё выше и выше, наращивая свою мощь, и нет ничего, что могло бы удержать эти напирающие и рвущиеся вперёд потоки, кроме простого Божьего желания. И поэтому, как только Он отведёт Свою руку от ворот этой плотины, огненные потоки Божьего гнева мгновенно разлетятся и с невообразимой яростью бросятся вперёд и обрушатся на вас с неимоверной силой. И если бы вы в 10 000 раз были крепче и сильнее самого злого ангела в аду, то и тогда вы бы не смогли ни устоять, ни вынести этого напора.
Лук Божьей ярости изогнут, стрела на тетиве, и правосудие натягивая лук, целится прямо в ваше сердце. И только лишь одно желание Бога, причём разгневанного, не связанного никакими обязательствами или обещаниями, ещё на короткое время удерживает стрелу, готовую упиться вашей кровью. И поэтому все, кто ещё не пережил перемены сердца могущественной силой Бога, кто не родился свыше и не стал новым творением, кто ещё не восстал от смерти во грехе, к состоянию новому и живому, – находится в руках разгневанного Бога.
Безусловно, во многих отношениях вы можете и сами исправить вашу жизнь. Вы можете иметь религиозные чувства, можете поддерживать религиозные отношения в ваших семьях и тайно или вслух молиться в церквах, но всё это – ничто; только Его милость удерживает вас от вечной погибели. Возможно что сейчас вы ещё не до конца убеждены в этой истине, но придёт время, когда вы полностью убедитесь в ней. Многих из находившихся в подобных обстоятельствах уже нет, и большинство из них погибло внезапно, когда они ничего не ожидали, говоря: «мир и безопасность». Теперь они видят, что всё, на чём был основан и их мир, и их безопасность, в действительности было миражами и тенями.
Господь, удерживающий вас над бездной ада, ненавидит вас и страшно разгневан вами. Его гнев горит подобно огню. Он подобен человеку, удерживающему паука или какое-нибудь другое отвратительное насекомое над огнём. Но в Его глазах вы в 10 000 раз отвратительнее, чем самая ненавистная змея в ваших глазах. Вы оскорбляли Его бесконечно больше, чем самый упрямый повстанец когда-либо оскорблял своего короля: и при всём том, Его рука всё ещё удерживает вас от падения. И то, что вы не пошли в ад прошлой ночью, и вам снова было позволено увидеть этот мир, после того как вы заснули, закрыв глаза, не приписывайте этого кому-то или чему-то. Только рука Божия удержала вас от того, что вы не оказались в аду сегодня утром. Ничем нельзя объяснить, почему вы не попали в ад с тех пор, как сидите в этой церкви, раздражая Его чистые глаза своими грешными безнравственными нравами, присутствуя на Его торжественном Богослужении. Нет никаких других причин, с помощью которых можно было бы объяснить, почему вы всё ещё не опускаетесь в ад.
О грешник! посмотри, в каком опасном состоянии ты находишься: посмотри как огромен очаг гнева, как широка и глубока печь, наполненная яростью и гневом, над которой тебя держит Божья рука. Ты держишься на тонкой нити, вокруг которой сверкает яркое пламя Божественного гнева, готовое в любой момент опалить и сжечь её; и тогда Заступник уже не поможет тебе и не будет ничего, что могло бы спасти или удержать тебя от пламени гнева; что могло бы удержать Бога пощадить тебя в этот момент.


А теперь рассмотрим это более отчётливо:
Чей это гнев? Это гнев бесконечного Бога. Если бы это был гнев только человека, пусть даже и самого могущественного царя, то и он был бы ничто в сравнении с гневом Божиим. Гнев царей, а особенно диктаторов, действи­тельно бывает ужасен для тех, кто находиться в их власти. В книге Притч. 20:2 мы читаем: «Гроза царя – как бы рёв льва, кто раздражает его тот грешит против самого себя». Человек, приводящий в ярость вспыльчивого царя, будет переносить такие мучения, какие только может изобрести человеческое искусство или может причинить человеческая сила. Но и самые великие земные цари во всём своём величии и силе – лишь слабые и презренные земляные черви в сравнении с великим и всемогущим Создателем, Царём неба и земли. Даже когда они чрезмерно разгневаны и изливают свой гнев, они могут очень и очень мало. Перед Богом все земные цари как саранча, они – ничто, они меньше чем ничто; ни их благоволение, ни их ненависть не стоят ничего. Гнев Царя всех царей настолько ужаснее их гнева, насколько Он Сам величественнее и могущественнее их.
«Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; Но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто по убиении, может ввергнуть в геенну; ей, говорю вам, того бойтесь» (Лк. 12:4-5).
Это есть и «ярость» Его гнева, которой вы также должны подвергнуться и о чём неоднократно упоминается в Библии. «По мере возмездия, по этой мере Он воздаст противникам Своим – яростью, врагам Своим – местью, островам воздаст должное» (Ис. 59:18). А также в Ис. 66:15: «Ибо вот, придёт Господь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтоб излить гнев Свой с яростью и прощение Своё с пылающим огнём». В Откр. 19:5, мы читаем, что «Он топчет точило вина, ярости и гнева Бога Вседержителя». Не правда ли чрезвычайно ужасные слова? Если бы это было сказано только о гневе, то подразумевалась бы просто ужасная бесконечность, но здесь говорится о гневе и ярости. Ярость Божия! Ярость Яхве! Что может быть ужаснее этого? Кто может сказать, о чём говорят эти слова?
Но это есть также и «ярость и гнев Бога Вседержителя». Создаётся впечатление, что при излиянии гнева и ярости должна быть проявлена сила Бога Вседержителя, как будто Всемогущий Бог должен напрячься подобно людям, когда они изливают свой гнев и свою ярость. Что же тогда будет? Что будет с теми бедными людьми, которые должны будут это переносить? Кто может выдержать это? Как страшна, неописуема и непостижима глубина тех страданий, в которую должно быть погружено бедное творение, которое и будет объектом этого гнева!
Подумайте об этом вы, находящиеся здесь и всё ещё не обратившиеся к Богу! Если Он говорит о том, что собирается изливать Свой гнев, – это указывает на то, что Он будет делать это безо всякого сожаления. Когда Бог будет смотреть на ваши невыразимые страдания, которые неизмеримо больше того, что вы можете вынести, когда Он будет слышать крик вашей бедной души и видеть её погружение в бесконечный мрак, Он не будет иметь сожаления и ничего не сделает, чтобы удержать или хотя бы уменьшить Свою ярость и Свой гнев; прощения уже не будет, и поэтому не будет остановлено и Его разрушающее дыхание; там не будет сострадания ни к вашему состоянию, ни к тому, что вам будет мучительно страшно всё это переживать.
Там не будет ничего, что могло бы поддержать вас тогда. «За то и Я стану действовать с яростью; не пожалеет око Моё, и не помилую; и хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, – не услышу их». (Иез. 8:18).
Но сегодня Бог ещё готов сжалиться над вами, потому что сегодня всё ещё день Его милости и вы всё ещё можете взывать к Нему в надежде быть помилованными. Когда же пройдёт этот день, тогда будет напрасен и ваш жалостный и печальный плач, и ваши пронзительные вопли; вы будете потеряны и отвергнуты Богом и Его не будет беспокоить ваше состояние. Он не предложит для вас ничего другого, кроме перенесения страданий; у Него не будет в отношении вас никаких других намерений, ваше тело будет предназначено для уничтожения от Его гнева. Бог не проявит сожаления к вам, когда вы будете взывать к Нему, а только посмеётся над вами, как об этом написано в Притч. 1:25-31: «И вы отвергли все мои советы и обличений моих не приняли: За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придёт на вас ужас; Когда придёт на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесётся на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их».
Как ужасны слова, произнесённые великим Богом и записанные в Ис. 63:3: «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их в ярости моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал всё одеяние Своё». Невозможно даже постичь глубину этих слов, говорящих о презрении, ненависти и ярости гнева. Когда вы будете умолять Бога о милости. Он даже не попытается облегчить ваши страдания. Он не проявит к вам никакого сострадания, даже несмотря на то, что будет знать насколько эти мучения тяжелы для вас.
Страдания, которым вы должны быть подвергнуты и которые Бог причинит вам в конце, предназначены ещё и для того, чтобы помочь осознать спасённым и небожителям, что такое гнев Яхве. Божие намерение состоит не только в том, чтобы показать ангелам и людям как прекрасна Его любовь, но также и в том, чтобы показать им как ужасен Его гнев. Иногда земные правители, желая показать насколько силён их гнев, придумывают для провинившихся какое-нибудь чрезвычайное наказание. Например, всемогущий и высокомерный вавилонский царь Навуходоносор, желая показать как он разгневан на Седраха, Мисаха и Авденаго, приказал растопить печь в семь раз сильнее, чтобы наказать провинившихся перед ним юношей. Это было наивысшим проявлением его ярости.
Великий Бог также желает показать Свой гнев и силу Своего могущества в неимоверно тяжёлых страданиях Своих врагов. В Рим. 9:22 мы читаем: «Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Своё, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели…». И глядя на это Его желание, на то, что Он решил показать насколько ужасен и яростен Его гнев, можно быть вполне уверенным, что в своё время Он осуществит его. Обязательно наступит время, когда эти страшные слова будут приведены в исполнение. Когда великий и разгневанный Бог встанет, чтобы осуществить Своё ужасное мщение над бедными грешниками, а оно будет действительно ужасно в силу своей тяжести и бесконечности, тогда Он призовёт всю вселенную созерцать Его величие, которое проявится в этом. В Ис. 33:12-13 написано: «И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, сожжены в огне. Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Моё». И если вы до сих пор не обратились к Богу и продолжаете оставаться не спасёнными, ужасная участь ожидает вас; через ваши невыразимые муки, будут проявляться величие и всемогущество Божие. Вы будете мучимы в присутствии святых ангелов, в присутствии Агнца, в присутствии всех небожителей, потому что им будет разрешено посмотреть, что такое гнев Всемогущего и когда они увидят это, они падут ниц и поклонятся Ему. В Ис. 66:23-24 говорится: «Тогда из месяца в месяц, и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Моё на поклонение, говорит Господь. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрёт, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти».
Это есть вечный гнев. И хотя невыразимо страшно переносить полноту Божьего гнева даже в течение одной секунды, вы должны будете переносить его вечно. Этим непрекращающимся страданиям не будет конца. Когда вы будете смотреть вперёд, вы будете видеть перед собой вечность, и это будет безграничная вечность, которая будет поглощать все ваши мысли и наполнять ваши души безысходной тоской; вы будете абсолютно лишены надежды на спасение, на то что вашим страданиям когда-нибудь придёт конец или когда-то наступит облегчение. Вы будете отчётливо сознавать, что должны будете оставаться в этом состоянии всегда, то есть вы будете бороться с этим беспощадным мщением миллионы и миллионы лет и затем, когда вы перенесёте это, когда в этом состоянии будет проведено так много времени, вы будете знать, что всё остаётся на одной и той же точке без изменения. И, таким образом, ваше наказание будет действительно вечным и непрекращающимся. Есть ли вообще такие слова, чтобы выразить то, что вы будете переносить в этом состоянии? Всё, что мы можем сказать об этом, может дать лишь слабое и незначительное представление, потому что просто невыразимо и непостижимо узнать, что такое сила Божьего гнева.
Как ужасно положение тех, которые ежедневно и даже ежечасно находятся в опасности оказаться под воздействием этого великого и бесконечного страдания! Но это является реальной опасностью и для вас, кто слушает эту проповедь и ещё не рождён свыше, как бы религиозны, или высоконравственны, или воспитаны вы не были. Что вы думаете об этом, молодые и старые? Вполне вероятно, что среди находящихся в этом собрании есть те, которые могут оказаться объектом этого ужасного вечного гнева. Я не знаю кто вы, где вы сидите и о чём вы думаете. Может быть вы спокойно слушаете всё это, не считая себя виновными и успокаивая себя надеждой, что вам удастся избежать этого гнева. Но если бы мы знали, что среди нас сейчас находится хоть один человек, который должен бы быть подвержен этому ужасному наказанию, то как страшно даже подумать об этом. Если бы мы знали кто этот человек, как бы мы смотрели на него? Вероятнее всего, всё собрание подняло бы о нём великий вопль! Но увы, не один, а очень многие будут вспоминать эту проповедь в аду. Ведь вполне возможно, что некоторые из сидящих здесь окажутся в аду даже не дожив до следующего года. И хотя сейчас вы находитесь здесь в полном здоровье, в тишине и безопасности, есть ли у вас гарантия, что завтра вы не окажетесь в аду?
Те из вас, которые продолжают оставаться не спасёнными и думают что далеки от ада, могут оказаться там в очень короткий срок! Ваше проклятие не дремлет, оно может придти быстро и, по всей вероятности, это случится очень неожиданно для многих из вас. У вас есть все основания удивляться, что вы ещё не в аду. Вне всякого сомнения, есть некоторые, которых вы видели и знали, что они никогда не заслуживали ада более чем вы, и которым перед этим казалось, что они такие же возрождённые свыше христиане, как и вы. Но их надежды остались в прошлом, и сейчас они в полном отчаянии, испытывая чрезвычайные страдания, умоляют Бога о помиловании; но вы ещё на земле и находитесь в Церкви и имеете возможность приобрести спасение. Как бы хотели те бедные, проклятые, находящиеся в безнадёжном состоянии души отдать всё что они имели, чтобы иметь такую возможность, которой вы наслаждаетесь сейчас.
Сегодня вы имеете поистине необыкновенную возможность, сегодня Христос широко распахнул двери прощения и громко зовёт к Себе бедных грешников, которые толпами спешат к Нему в Царствие Божие. Многие ежедневно приходят к Нему с востока и запада, с севера и юга; и это те, которые ещё совсем недавно были в таком же жалком состоянии, как и вы сейчас, но сегодня они счастливы и их сердца наполнены любовью к Тому, кто возлюбил их, и омыл их грехи Своею кровью, и они с радостью ожидают надежды славы Божией. Как ужасно остаться в стороне в такой день! Видеть радость у других, страдая и погибая самим. Видеть наполненные радостью и пением сердца других, в то время как вам нужно плакать о своём духовном состоянии. Как вы можете оставаться в таком положении? Неужели ваши души не такие же драгоценные как души людей, живущих в соседних городах, где они каждый день спешат ко Христу.
Может быть здесь есть и такие, которые уже много лет посещают церковь, но всё ещё не рождены свыше? Вы подобны народу израильскому, который долгое время жил в земле обетованной и ничего не делал, кроме того, что собирал себе гнев на день гнева. Ваше положение необычное, ваш путь чрезвычайно опасен. Ваше вина и ожесточение вашего сердца необычайно велики. Неужели вы не видите, как люди, прожившие столько же лет, сколько и вы, принимают замечательный подарок Божией милости? Вам необходимо проверить себя и пробудиться от сна. У вас есть возможность избежать наказание гнева вечного Бога.
Дорогие молодые друзья, неужели и вы будете пренебрегать этим драгоценным временем, в то время как многие ваши сверстники отвергают прелести этого мира и идут ко Христу? Сегодня, как никогда, у вас есть необыкновен­ная возможность, но если вы отвергнете её, вскоре вы будете с теми, кто также провёл лучшие дни своей юности в грехе, а сейчас должен пожинать то, что он делал в слепоте и неведении. И вы, дети, я обращаюсь к тем, кто ещё не обращён, известно ли вам, что и вы находитесь на пути в ад, собирая на себя гнев Божий, и что Бог гневается на вас каждый день и каждую ночь. Согласны ли вы быть детьми дьявола, в то время когда так много других детей находятся в земле обетованной, потому что они стали святыми и счастливыми детьми Царя всех царей.
Пусть каждый из вас, кто ещё не принял Христа и находится над пропастью ада, в каком бы вы не были возрасте: то ли вы молоды, то ли вы стары, а возможно что вы ещё и совсем ребёнок, прислушается сейчас к Божьему голосу и предупреждению.
Это благоприятное время; но день такой великой милости к одним, несомненно, станет днём ужасной мести для других. Человеческие сердца жестоки по своей природе, и поэтому день ото дня люди становятся всё виновнее и виновнее перед Богом, если они пренебрегают спасением своих душ. И поэтому сегодня вы в наивысшей степени находитесь в состоянии ожесточения сердец и ослепления разума. Сейчас такое время, когда Бог собирает Своих избранных со всех частей земли и многие получают спасение; сегодняшнее время подобно апостольским дням, когда во время Пятидесятницы Дух Святой излился на иудеев и избранные получили спасение, а остаток остался в ослеплении. И если сегодня вы не примиритесь с Богом, вы будете проклинать этот день, вы будете проклинать день в который вы были рождены, потому что вам была дана возможность увидеть излияние Духа Святого, и вы будете желать, чтобы вам было бы лучше умереть и оказаться в аду, не видя этого дня. Вне всякого сомнения, время, в которое мы живём, напоминает дни когда жил Иоанн Креститель. Ведь это было время, когда «секира при корне дерев лежит», когда «всякое дерево не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».
И поэтому каждый, кто ещё не принял Христа, сейчас пробудись и спасайся от грядущего гнева. Вполне вероятно, что гнев Всемогущего Бога пребывает над большей частью находящихся в этом собрании. Бегите из этого Содома: «Спасай душу свою; не оглядывайся назад… спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть» (Быт. 19:17).
Джонатан Эдвардс.



Проповедь была прочитана в Энфилде, Коннектикут, 8 июля 1741 года на пике Первого великого пробуждения. Это типичная пуританская «пробуждающая проповедь», которая предупреждает о суде, нависшем над неверующими людьми. Она также гласит о милосердии Бога, который сохраняет Своих врагов от немедленного низвержения в ад. Один из важных для Эдвардса моментов состоял в том, чтобы каждый человек прочувствовал его проповедь, так что он тщательно подбирал слова, чтобы его слушатели воспринимали эту тему именно как реальность. Для достижения этой цели он в своих объяснениях наряду с библейским учением использовал яркие образы. В результате этой проповеди слушатели пережили драматическое пробуждение.
источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий