11 ноября 1910 года при поселке ст. Сампур Тамбовской губернии в православном храме состоялась беседа православного миссионера о. В. П. Успенского с баптистским проповедником И. К. Савельевым. Предмет беседы о крещении. Православные должны доказать, почему они крестят младенцев, а баптисты - взрослых.
Я постараюсь описать эту беседу без всякого пристрастия в какую-либо сторону. Беседа была вызвана письмом местного священника. Но узнав, что Савельев вел беседу в Ростове с видным миссионером Боголюбовым, усомнился в своих силах и вытребовал из г. Тамбова г. Успенского.
Беседа ожидалась с нетерпением как православными, так и сектантами. Первую речь произнес миссионер Успенский, в которой высказал, что он скорбит душой, когда слышит, что между христианами проявляются споры, наподобие Коринфской церкви: «Я Павлов, я Аполосов». Как больно слышать такое разногласие. Я всей душой желал бы устранить прискорбное явление. Здесь при поселке, насколько я имею представление о нем, многие скажут: я баптист, я духовный христианин, я иеговист и т. д. Христос в молитве просил Отца Своего: Отче Я прошу Тебя, чтобы все было едино. Пусть это желание Христа будет желанием каждого православного христианина. Наше разделение с баптистами главное состоит в крещении, если мы в этом пункте придем к соглашению, остальное несогласное может быть само собой уничтожено. Заблуждение баптистов в том, что они крещение считают простым актом. Христос посылая учеников по всему миру, говорит: «Кто будет веровать и креститься спасен будет». Значит, что без крещения спастись нельзя и невозможно, грехи прощаются только через крещение, и я всегда с грустью смотрю на сектантских детей, которые лишены прощения грехов в таинстве крещения. Пусть мне мой собеседник ответит, где в Новом Завете написано, что без крещения могут быть прощены грехи?
Баптист. Я предполагал, что вы будете доказывать, на каком основании вы крестите детей, но теперь вижу, что вы отклоняете меня в сторону от назначенной для беседы темы. Заданный вами вопрос не входит в план пашей беседы, но я отвечу на него после. Прежде я желаю, чтобы вы ответили на основании св. Писания, почему вы крестите малюток, а я в свою очередь скажу, почему мы крестим взрослых по вере.
Миссионер. Я и говорю о крещении младенцев, меня мой собеседник не хочет понять. Ведь ясно Христос сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Без св. крещения спасение невозможно как взрослого, так и младенца. Христос в беседе с Никодимом, сказал: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», т. е. кто при рождении не окрестится в воде, получить Царствие Божие не может. Приведенных стихов, считаю достаточно пока для меня. Я спрашиваю моего собеседника, может ли некрещеный получить Царствие Божие? Прошу ответить мне из Нового Завета.
Баптист. Вы ничего мне не доказали. Приведенные тексты не говорят в пользу крещения детей. Разберем первый текст. Христос говорит, «кто будет веровать и креститься». Вперед должен человек веровать, а потом креститься; согласно этих слов мы и поступаем, вера прежде, потом крещение, а младенцы веровать не могут, к ним этот текст и не относится. Приведенный вами второй текст из беседы Христа с Никодимом к крещению не относится. Это место говорит совершенно о другом. Слово «родиться» не значит креститься. Мы с евангельским языком должны считаться. Родиться свыше от воды и духа - означает родиться от слова Божьего и ученья Христа. Потому Христос называет слово водой, что как вода омывает, очищает, так и Христос говорит: «вы очищены через слово, которое я проповедовал вам» (Иоан. 15, 3). Как вода утоляет жажду, так и ученье Христа. Он говорит Самарянке: «кто будет пить воду, которую я дам, тот не будет жаждать вовек» (Иоан. 4, 14). А что слово Божие имеет возрождающее значение, мы имеем на это много доказательств. Апостол Иаков говорит так: «Всякое даянье доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца Светов, у Которого нет изменения и тени перемены, восхотев родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком его создания» (Иак. 1, 17). Спрашивается, чем родил, крещением? Нет. А словом истины. «Дух дышит где хочет и голос его слышишь, а не знаешь откуда приходит и куда уходит; так бывает со всяким рожденным от Духа» (Иоан. 3, 8). Дух, т. е. ветер, мы слышим его голос, чувствуем его дуновение, но не знаем его начала и конца. Так и рожденные свыше от слова Божия, которое есть Дух и жизнь (Иоан. 6, 63), мы чувствуем его влияние в нас, ощущаем в сердце радость, он производит в нас молитвы, благодарение и хвалу нашему Богу, но не знаем, как это влияет. Вот что означает родиться свыше, т. е. с неба, а вода берет свое начало из-под земли, а сущий от земли земной и есть (Иоан. 2, 31). И ап. Павел говорит: «как новорожденные не от тленного семени, но от нетленного, от Слова Божия живого и пребывающего вовек» (1 Кор. 1, 23). И так, теперь нам ясно видно, что не крещение водой возрождает человека, а живое слово Божие, пребывающее вечно.
На мне лежит обязанность доказать, почему мы, баптисты, крестим взрослых по вере. Христос посылает проповедовать апостолов по всему миру, дает повеление: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет». Вперед вера, потом крещение. Практика апостолов вполне подтверждает такой взгляд на крещение. В Евангелии читаем: «Иисус с учениками жил в земле Иудейской и крестил... и все идут к Нему» (Иоан. 3, 22-21). Евангелист не сказал, что шли и несли детей, а только шли - идти могут только взрослые. Потом в день пятидесятницы ап. Петр проповедовал народу о Христе, Его Смерти и воскресении. «Слышав это, они умилились сердцем и покаялись, потом крестились до трех тысяч» (Деян. 2, 27, 28). Умилиться и покаяться свойственно только взрослым, но не младенцам. Во всем св. Писании мы видим один порядок крещения уверовавших и покаявшихся, а о крещении младенцев нет ни слова.
Прощение грехов до крещения, хотя не входит в план нашей беседы, но я отвечу. Вот факты: разбойник, Закхей, расслабленный и еще очень многие, но чтобы не остаться голословным я прочту из Писания. Приходит в дом Симона женщина-грешница... плачет... Христос говорит ей: прощаются тебе грехи... вера твоя спасла тебя; иди с миром (Лук. 7, 37-50). Грешница в это время крещена не была, а Христос простил ей грехи по вере, вера и спасла, а не крещение. Чтобы не уходить от назначенной для беседы темы, я прошу миссионера доказать фактами возможность крещения детей. Если это будет доказано, тогда и мы соглашаемся с вами.
Миссионер. Православные! Неразумие моего собеседника в том, что он не хочет понять меня, что я говорю о крещении младенцев, а он мне говорит о взрослых, что их нужно крестить по вере. Мы так и делаем. Я не особо давно крестил молоканина, вперед научил, утвердил в вере, потом и крестил. Еще недавно было в газетах сообщено, что наша православная миссия крестила 200 человек корейцев. Вперед они поверили, потом их крестили. Но я говорю о крещении детей, которые нуждаются, так же, как и взрослые, в спасении и прощении грехов. Потому что в Царствие Божие ничто не войдет нечистого... Мой собеседник прочел событие грешницы, бывшее до Нового Завета, и думает, что доказано. «Новый Завет в Моей крови», - сказал Христос, т. е. Новый Завет начался с Голгофы, со смерти Христа, а это событие относится к Ветхому Завету. Многие читают: «Авраам родил Исаака» и пр. и думают, все это есть Новый Завет. Я думаю, что мой собеседник так не понимает. Я прошу ответить о прощении грехов до крещения, в Новом Завете по воскресении Христа?
Баптист. Доказывать о Новом Завете, когда он начался, я не стану, не потому что не знаю, что ответить, но потому, что посторонние предметы отвлекут нас в сторону от предмета беседы и мы напрасно проведем время. Служители ждут ваших доказательств о крещении младенцев, а вы еще не сказали ни слова, да и вряд ли скажете. Если вас не удовлетворяют евангельские доказательства о прощении грехов до крещения, я приведу тексты из более поздних событий. Апост. Петр говорит Корнилию: «Всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10, 43) и когда Петр продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех (ст. 44). Из этих слов видно, что Корнилий прощение грехов получил через веру, именем Христа, до крещения, в знак, что ему прощены грехи по вере до крещения, на них сошел Святой Дух. После смерти Господа прощение грехов человечества совершилось кровью и ранами нашего Господа, но не водным крещением, что я могу подтвердить словами апостолов. Иоанн говорит: «Кровь Иисуса Христа, Сына Его очищает нас от всякого греха» (1 Иоан. 1, 7). Петр говорит: «Он грехи наши вознес телом Своим на древо... ранами Его вы исцелились» (1 Петр. 2, 24). Кровь и раны очищают и исцеляют нас, но не крещение. По этому «повинен будет тот, - говорит апост. Павел, - кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящен и Духа благодати оскорблять» (Евр. 10, 29). Согласно приведенных текстов ап. Павел перечисляет целый ряд грехов и пороков, которые исключают из царствия Божия, прибавляет: «и такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 11). Из приведенных стихов видно, что спасение наше совершено Христом, Кого святой кровью мы можем получить это спасение, через веру, но не крещение. Этого слова в св. Писании нет. «Ибо мы признаем, - говорит ап. Павел, - что человек оправдывается верою". (Рим. 3, 28). Такое понятие ап. Павла, такое понятие и наше, что человек оправдывается не крещением, а только верою. Поэтому крещение детей у вас основано не на слове Божием, а по своим человеческим вымыслам, вы детей считаете грешными, а Евангелие - наоборот. Мы знаем, когда приносили ко Христу не крещенных детей, Он не сказал, что их нужно крестить, так как они нечисты, а благословил, и сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне: Ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14) т. е. всех в таком возрасте. Это я не свои слова говорю, но Господа, поэтому критикуйте их как хотите, я здесь не причем. А если вы крестите по слову Господа корейцев, мы и этому радуемся и желаем, чтобы вы поступали и со своими так же... Но я еще не получил ответ, на каком основании вы крестите детей? Этого ответа не только я жду, но все собравшиеся здесь. Если вы прямо не будете отвечать на этот вопрос, я беседовать с вами больше не стану.
Миссионер. Православные! Меня вовсе не хочет понять мой собеседник, я и говорю о крещении младенцев, ап. Петр говорит: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петр. 3, 21). Петр говорит, что водное крещение спасет, а собеседник твердит- нет. Кому из них нам верить? Потом в Деян. ап. сказано: «да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2, 38), а собеседник говорит, что крещение не прощает грехи. Учение баптистов даже противно св. Писанию. Пусть мне мой собеседник докажет, что в церкви Божией могут быть не крещенные. А ведь церковь не только состоит из взрослых, но в ней есть и дети.
Баптист. Я не стану доказывать вам, что не крещенные дети могут быть в Царствии, об этом Сам Иисус Христос раньше меня доказал, что таковых есть Царство Божие, и не верить словам Христа я не могу. У нас беседа не об этом и я желал бы, чтобы вы не прятались за кусты, как это было с Адамом. Приведенные стихи в защиту крещения детей вами преднамеренно искажены. Во-первых, ап. Петр хочет сказать, «что крещение не плотской нечистоты омытие есть, но обещание Богу в доброй совести", а младенцы обещание Богу дать не могут при крещении, поэтому эти слова относятся не к младенцам, а к взрослым, которые в состоянии это обещание сделать. Во-вторых, спасает нас не крещение, а воскресение Иисуса Христа. Второе доказательство из 2 гл. Деяния вы умышленно прочитали с половины стиха и исказили здравый смысл. Там написано: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов», а вы слово «покайтесь» не прочли. А так как дети покаяться не могут, то и этот стих не оправдывает крещение детей. Я советую вам знать и помнить одну истину, что где нет покаяния, там не может быть и прощения грехов. Я вас прошу ответить, где повелено в Слове Божием крестить детей? Это прошу последний раз. Если вы уклонитесь в сторону от этого вопроса, беседу я считаю законченной.
Настоятельные слова брата Савельева привели миссионера в замешательство. Он растерялся, смутился и не знал что ответить, закашлял и пошел в другое помещение. Священник Сампурского поселка кинулся шептать миссионеру на ухо, но советы по всей вероятности мало подходили к плану беседы. Неудача в беседе сделала их нервными; я хотел было сказать слово, но священник крикнул стражнику, чтобы меня вывели, я и умолк. Потом, собравшись с силами, миссионер обратился к народу и стал повторять старое, боясь переходить к новым доказательствам. Беседа на православных произвела подавленное впечатление. Более сведущие в Писании стали перешептываться, что миссионер не мог доказать, где повелено крестить детей. Общее мнение было не в пользу миссионера, некоторые заметили, что миссионер ошибается, говоря, что некрещенные дети - погибшие. Разве дети виноваты, что их родители не крестили, вина не их, им отвечать за родителей не придется. Да если хорошенько разобраться, кто дает душу младенцам? Бог! А разве у Бога бывает, что нечистое? А чистое нечего и крестить, потому и Христос сказал: «Таковых есть Царство Небесное", а нам их выталкивать из Царствия не нужно, потому что они достойны его. Дети не могут грешить, душа у них святая, они кротки, смирны, их обидишь, они не помнят зла и никаких беззаконий не делают. Если мы не будем как дети, простые, кротки и незлобивые, то и мы не войдем в Царство Небесное, что и сам Христос сказал.
И. З. Семилетов
(Из журнала «Баптист», № 1, 1911 г.)
источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий