воскресенье, 10 апреля 2011 г.

Бог в трех лицах – Святая Троица


 Вера в Бога в трех Лицах является одним из самых востребованных библейских учений. Христианство является единственной религией мира, которая делает такое заявление. Учение о Троице действительно отличительная черта христианской веры, имеющая решающее значение, поскольку она имеет дело с тем, кто такой Бог, что Он хотел, и как Он действует.
Христиане верят, что доктрины необходимы, чтобы воздать должное свидетельствам Писания — основному источнику наших знаний о Боге. Мы должны говорить о Боге в терминах, которые Он Cам использует. Библейские доказательства имеют три аспекта: (а) есть только один Бог; (б) три в единстве, и (с) три личности, которые суть Бог.
Только один Бог
Христианство образовалось, имея древнееврейскую основу иудаизма, который был строго монотеистическим (и остается таковым и сегодня). Писатели Ветхого Завета иногда цитируют прямые высказывания Бога. Десять Заповедей начинаются с Божественного заявления: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из Египта, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх. 20:2, 3). Второзаконие 6:4 содержит определено монотеистическое заявление в политеистическом мире: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». Новый Завет сохраняет отношение Ветхого Завета, и Павел (1 Кор. 8:4) и Иаков (Иак. 2:19) говорят об этом. Что же заставило этих монотеистов — евреев и христиан, заявить о своей вере в Бога, имеющего три Личности? Библейское свидетельство о трех Божественных Личностях, о Боге в трех Лицах.

Три в Одном
Бог говоря о Себе, употребляет в личное местоимение как в единственном, так и во множественном числе — «Он» и «Нас». В Ветхом Завете форма множественного числа одного из существительных, обозначающих Бога, слова «Элохим» — количественное: «Сотворим человека по образу Нашему» — множественное число появляется вместе с глаголом «сотворим» и притяжательным суффиксом «нашему» (Быт. 1:26; 11:7). Исаия в видении слышит Господа, Который говорит: «Кого Мне послать, и кто пойдет для Нас?» (Ис. 6:8). В Быт. 2:24 мужчина и женщина, становятся едины (употреблено слово эхад), становятся объединением двух отдельных лиц. Примечательно, что то же слово используется по отношению к Богу во Втор. 6:4. И брак, и природа Бога описаны как множественное единство. Три Божественных Личности часто связаны друг с другом (Ис. 42:1; 61:1, 2; 63:8—11). Ангел говорит Марии, что ее ребенок будет называться святым, потому что Дух Святой найдет на нее (Лк. 1:35). При крещении Иисуса (Мф.3:16, 17) присутствуют три Личности Божества. Иисус связывает Свои чудеса с силой Духа Божья (Мф. 12:28).  Принимая Христа как своего Спасителя, новые обращенные ученики крестятся во имя Отца, Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). Доказательства этому можно найти в Евангелии от Иоанна. Иисус говорит: Сын послан Отцом (14:24), приходит от Него (16:28). Дух дается Отцом (14:16), послан от Отца (14:26) и исходит от Отца (15:26). Сын молится о пришествии Духа (14:16); Отец посылает Духа во имя Сына (14:26); Сын посылает Духа от Отца (15:26). Служение Духа продолжает служение Сына, помогая вспомнить то, что сказал Сын (14:26), свидетельствуя Сыну (15:26), заявив, что Он слышит, что говорит Сын, прославляя Сына  (16:13, 14). Иисус молится, чтобы Его ученики были бы едины, как Он и Отец одно (17:21). Петр называет три Божественных Личности в день Пятидесятницы: «Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил ныне то, что вы видите и слышите…. да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа… и получите дар… Святого Духа « (Деян. 2:33—38). Павел часто говорит о триедином Боге, связывая спасение с тремя Личностями Троицы (2 Кор. 1:21, 22). Форма, а также содержание его Послания к Римлянам свидетельствует о его вере: Божий суд для всех (1:18—3:20); оправдание через веру во Христа (3:21—8:1), жизнь в Духе (8:2—30). Павел также включает Троицу в свои слова благословения: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:14). Аналогичные шаблонные выражения появляются также в послании Петра и Иуды (1 Петр. 1:1, 2, 20; Иуда 21).
Бог в трех лицах
Божество Отца никогда не оспаривается. Иисус обращается к Отцу, как к Богу (Мф. 6:26—30). Павел говорит о Божественности Иисуса (Флп. 2:6; Кол.1:10—20). Удивительно, что Павел, ортодоксальный еврей, обученный в строгом иудаизме раввинов, имеет полную убежденность в Божественности Христа. Послание к Евреям включает в себя несколько заявлений относительно Божества Сына (Евр. 1; 4:14—16; 7:20—8:6). Иисус осознает, что может прощать грехи (Мк. 2:8—10). Евреи, зная, что только Бог может прощать грехи, обвиняют Иисуса в богохульстве. Он утверждал, что ангелы Бога — это Его ангелы (Лк. 12:8, 9; 15:10; Мф. 13:41). На суде Иисус был обвинен в том, что утверждал, что Он — Сын Божий. Крайне важно было бы исправить это, если бы Иисус не считал Себя Богом. Но он не сделал этого, и
подчеркивал Свою Божественность.  Первосвященник понял это, требуя смерти Иисуса (Мф. 26:63—66). После воскресения, Фома обращается к Иисусу: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Иисус не отказываются от титула или поклонения, хотя в Писании люди и ангелы отказываются принимать поклонение (Деян. 14:8—18; Откр. 19:6). Святой Дух отождествляется как Бог, член Божества, регулярно используется слово «святой». Он делает  дело Божие: Он пребывает в верующих, как и Христос (Гал. 2:20; Кол. 1:27), просвещая (Еф. 1:17, 18), возрождая (Ин. 3:5—8), ведя к святости (Рим. 8:14; Галл. 5:16—18), что дает уверенность (Рим. 8:16), и дары для служения (1 Кор. 12:4—11). Иисус утверждал, что Дух Господа был на Нем, помазав Его на проповедь (Лк. 4:18), что Он изгоняет бесов Духом Божиим (Мф. 12:28), и что Дух, такой же Советник, продолжающий Его служение после Его ухода (Ин. 14:16). Когда Анания и Сапфира решили не отдать некоторую сумму из обещанных доходов от продажи своего имущества, Петр напомнил им, что лгать Святому Духу это все равно, что лгать Богу (Деян. 5:3, 4). Три Божественных Личности равны, но не идентичны. Не существует никакой иерархии или подчинения, которую можно предположить в представлении их имен (1 Кор. 12:4—6;. 2 Кор. 13:14; Еф. 4:4—6). Все три участвуют в нашем спасении. Томас Оден прав: «Если бы Бог был только одной Личностью, то не говорилось бы, что Бог посылает или послан, что Бог может быть законодателем и послушным закону, что Бог может совершить искупление и принять его, что Бог может отвергать грех и принести жертву за грех»1.
Тщательное размышления о Триедином Боге может исходить только из сердца и ума, наученного смирению. Говорить о Боге как подобает — непростая задача. Писание должно быть основным источником наших знаний о Нем. Христиане исповедуют свою общепризнанную зависимость от этой книги, которая содержит много утверждений о Божестве в трех Божественных Лицах. «Историческая формулировка Троицы… стремится ограничить и защитить эту тайну (не объяснить, это вне нашей компетенции), и это несет, возможно, самую трудную мысль, с какой когда-либо пытался справиться человеческий разум. Это нелегко, но это правда»2.
Джо-Энн Дэвидсон, доктор философии, преподаватель теологии вБогословской семинарии университета Эндрюса.
————————————————————————————-
1 Томас Оден, Слово жизни (Сан-Франциско: Харпер энд Роу, 1989), с. 77.
2 Дж. Паркер, Краткое изложение богословия: Руководство по историческим христианским верованиям (Уитон, Иллинойс: Тиндейл Хауз, 1993), c. 40.

Комментариев нет:

Отправить комментарий