суббота, 23 апреля 2011 г.

Происхождение греха


 Уильям К. Гаррисон, генерал-лейтенант Сухопутных войск США (в отставке), председатель совета действительных членов Далласской богословской семинарии, Спрингфилд, Пенсильвания.
Ответственность за грех
До сотворения мира существовал только Бог, вечный триединый Бог: Отец, Сын и Дух Святой. Все творение и все, что появилось или появится, было предопределено Богом. Это верно даже в отношении греха и его ужасных последствий (Ис. 40:12-15; 46:9-11; Отк. 4:11; 2 Тим. 1:9; Деян. 4:26-28; Иуд. 4; Мф. 25:41). Бог бесконечно свят и ненавидит грех (Ис. 6:1-5; Притч. 6:16; 8:13). Бог не искушается грехом и Сам никого не искушает к греху (Иак. 1:13). Поэтому причиной греха должно было послужить нечто иное, не Бог. Хотя вхождение греха в «хорошее» творение (Быт 1:31) точно соответствовало Божьему замыслу, оно должно было произойти по Его дозволяющей и пассивной воле, а не по Его прямому волеизъявлению. Иллюстрацию различия между активной и пассивной волей Бога можно видеть в ситуации с Содомом. Долгое время Бог сносил ужасный разврат его жителей, но в конце концов Его терпение кончилось и Он уничтожил город и людей в нем (Быт. 18:20-19:29). Поэтому необходимо сделать вывод, что активной причиной греха было нечто в личной природе согрешивших созданий. В соответствии с Божьей премудростью и силой грехи способствуют достижению Его целей (Пс. 75:11).

Непосредственная причина греха
Адам был сотворен по образу и подобию Божьему и должен был искать Бога (Быт. 1:26, 27; Деян. 17:26, 27). Среди прочих качеств, он был разумным существом, наделенным нравственностью, осознающим Бога – своего Творца и Владыку. Он очень хорошо знал о своем более низком, подчиненном положении. Он был слугой Бога, на которого возлагались определенные обязанности (Быт. 1:25-30; 2:15-17). Так как он был сотворен по образу Божьему, то у него обязательно была нравственная свобода. Таким образом, он знал, что должен делать, для кого он должен это делать, и был абсолютно свободен в выборе между послушанием и непослушанием. В данной ситуации невозможно было избежать этого выбора. Он обладал таким природным разумом и познанием Бога, что непослушание Богу было бы умышленным действием для самого себя, а не для своего Творца. Никаких извинений или смягчающих обстоятельств быть не могло.
Хотя Адам и был сотворен по образу и подобию Божьему, он был не Богом, а ограниченным существом, отделенным от Бога и бесконечно меньшим Его. Он был отдельной личностью со своим разумом, эмоциями, желаниями и волей. Если его действия не были сдерживаемы и направляемы Богом, то они были проявлением только его собственных мыслей и решений. Поскольку он был подобен Богу, он был свободен, не было контроля или принуждения. В отличие от Бога, чьи действия исходят только от Него Самого, на решения Адама обязательно влияли его представления о Боге, его личные потребности и желания, его взаимоотношения с окружающей средой и другими существами. Конечно, у Адама природное осознание Бога должно было перевесить все остальные соображения. Однако, Бог невидим, Его слава и величие недоступны органам чувств, тогда как влияние самого себя и окружающей среды непосредственно и настойчиво. Они навязывались Адаму, а трепет перед Богом и любовь к Нему должны были укрепляться через постоянное внимание со стороны Адама. Кажется очевидным, что по мере того, как мысли Адама удалялись от Бога (Пс. 9:25), вместе с этим в его разуме возрастало значение других вещей, пока он не сделал того, чего желало его «я» (Иак. 1:14).
Приведенный выше вывод согласуется с Колоссянам 1:17 и Евреям 1:3, где говорится, что Христос удерживает вместе все во вселенной. В физическом мире эта истина очевидна. Если бы исчезли гравитационные, электромагнитные и ядерные связующие силы, то физической вселенной не стало бы. У нас нет оснований отрицать, что тот же самый принцип справедлив и для духовных вопросов, поскольку в обоих текстах употребляется слово все. Без силы гравитации человек был бы выброшен с Земли в космос. Если Дух Святой не открыл Адаму Божью славу до такой степени, чтобы человек оставался в смирении перед своим Творцом, то человек стал стремиться прочь от Бога и утверждать свою собственную волю.
Падение великого ангела, который стал сатаной, противником Божьим, может служить иллюстрацией приведенного вывода. Поскольку положение и сила Адама были меньше, чем у ангелов (Пс. 8:5-6), эти создания тоже должны были быть сотворены по образу и подобию Божьему и наделены некоторыми конкретными обязанностями. Сатана был сотворен безгрешным (Быт. 1:31). Он был если не самым великим ангелом, то одним из величайших (Иуд. 9; Еф. 6:10-12). Только Господь может победить его. В Иезекииль 28:11-17, скорее всего, говорится именно о нем, потому что этот отрывок, хотя и адресован царю Тира, никак не может относиться к какому-нибудь земному царю и вообще к человеку. Как князь мира сего, сатана царит над правителями мировой системы, и этот отрывок, очевидно, обращен к сатане в лице одного из его слуг (Ин. 12:31; Лк. 4:4-6; 1 Ин. 5:19; 2 Кор. 4:4). Великий ангел сначала был печатью совершенства и полнотой мудрости, доколе не согрешил. Этот грех был вызван тем, что его разум был обращен на его собственную красоту, а не на славу Творца. Вытекающая из этого гордыня привела к тому, что он решил следовать собственной воле, а не покоряться Богу (Ис. 14:12-15).
Представляется ясным, что грех возник из-за того, что этим, сотворенным по образу и подобию Божьему, первоначально добрым созданиям, которые должны были искать Его (Деян. 17:26, 27), было позволено совершенно свободно сделать свой выбор в соответствии с их собственным природным разумом и знанием, причем без какой бы то ни было попытки со стороны Бога повлиять на них особым откровением о Своей славе и величии. Позволение сделать такой свободный выбор – необходимое следствие их подобия Богу. Таким образом, грех был неизбежным результатом их сотворения.
Сказанное выше, как кажется, дает разумное объяснение для Исаии 45:7, где Бог говорит, что Он сотворил зло (в синодальном переводе: «Я… произвожу бедствия». – Перев.). Обычно полагают, что слово «зло» означает злые последствия греха. Однако, иногда оно относится к тому, что греховно (Быт. 6:5; 8:21; Ин. 3:19; Флп. 3:2). Это слово само по себе – просто абстракция. Оно не имеет выражения (в виде греха), если нет какого-нибудь наделенного нравственностью существа, которое практически исполняет его, то есть, грешит. Создавая мир, ангелов и людей, Бог сотворил этот принцип как один из существенных элементов их природы. Сатана со своими ангелами, Адам и Ева практически реализовали его.
Огромное количество ангелов осталось верно своему Творцу. Это святые ангелы. Несомненно, Дух Божий оказал на них влияние, поскольку это входило в Его замысел.
Грех был необходим для исполнения Божьего замысла
Бог всемогущ и ни в чем не имеет нужды. Необходимо полагать, что все Его действия сообразны Его бытию и характеру. Последствия греха настолько ужасны, что позволяя его, праведный и справедливый Бог должен считать его необходимым для исполнения замысла, польза от которого имеет для Него огромную ценность. Поскольку для Самого Себя Бог ни в чем не нуждается, это должно принести пользу для других, то есть, для сотворенных существ, которые смогут в полной мере принять ее.
Центральным событием в Божьих деяниях был крест Христа, что было предопределено еще прежде сотворения мира (Деян. 2:23; 1 Пет. 1:18-20). Крест Сына Божьего был средством, через которое святой Бог может прощать грешников, не поступаясь Своей святостью и справедливостью (1 Ин. 2:1-2; Рим 3:21-26; 1 Пет. 3:18). С этой целью было совершено творение (Кол. 1:16) и все, что было после и будет потом. И вот в чем вопрос: к какой же пользе стремился Бог, что она может компенсировать все скорби и страдания, вызванные грехом?
В Ефесянам 2:7 говорится, что наше спасение всегда будет указывать на Божью благодать. Конечно, Господь не нуждается в подтверждении Своей благодати. Следовательно, это нужно для Его творений. Поэтому, весь искупительный замысел, начиная от первоначального сотворения, должен был иметь целью явление Божьей благодати всем Его творениям. Его желание явить Свою благодать не тщеславно, но направлено на заботу о существах в Его вселенной, которые будут объектами Его любви и получателями всего, что Он даст им. Наше спасение – это вечная жизнь, а это значит, что мы должны знать Бога и Сына Его Иисуса Христа (Ин. 17:3), и точно также они должны знать нас (1 Кор. 13:12). Только существа, сотворенные по образу и подобию Божьему могут познать Бога, будучи существами того же рода. Божью святость можно познать только по последствиям греха и по цене искупления на кресте. Божью любовь можно познать только по тому, что Он был готов уплатить эту цену не с сожалением, но с радостью (Ин. 3:16; Гал. 2:20; Евр. 12:2). То, что даже самые великие создания находятся в полной зависимости от Бога, можно было познать только по тому, что такие существа, сотворенные благими и безгрешными, но не имея продолжающегося откровения Бога, впали в грех.
Заключение
В заключение можно сказать, что грех вошел в творение, потому что:
(1) Бог желал, чтобы были существа, которые могли бы познать Его и получить все Его благословения. Для этой цели они должны были быть сотворены по Его образу и подобию, в том числе с полной свободой поступать по отношению к Нему по своей собственной воле.
(2) Эта свобода выбора, реализованная без всякого воздействия со стороны Бога, была непосредственной причиной греха.
(3) Грех и все его последствия были необходимы, чтобы явить Божью любовь и святость, а также несостоятельность людей и ангелов без Бога, причем явить не только искупленным, но так, чтобы это было понятно каждому разумному существу.
1 William K. Harrison, «The Origin of Sin», Bibliotheca Sacra 130 (Dallas Theological Seminary, 1973), 130:58-61. Перевод Андрея Раугаса. Перевод и публикация выполнены с разрешения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий